НАШИ ДЕТИ » Страница 5

Логин: Пароль: Регистрация |

http://womanhelth.ru/. http://womanhelth.ru/

Медицина

Острые боли в левом боку

Острые боли в левом бокуБоли в боку, если они продолжаются длительно, - это повод для обращения в поликлинику. Если же боли очень сильные и начались внезапно, то необходимо вызвать скорую помощь: только врач сможет разобраться, что и почему болит в боку и нужна ли человеку экстренная помощь, в том числе операция.


Что находится в левом боку


В левом боку расположены самые разные органы. Прежде всего, там есть грудная полость, брюшная полость (она выстлана изнутри тонкой оболочкой – брюшиной), забрюшинное пространство (расположено между задней стенкой брюшины и позвоночником с ребрами) и полость малого таза (расположена под брюшной полостью). Во всех этих полостях есть органы. Кроме того, источником болей в левом боку может быть и позвоночник.


В грудной полости слева располагаются сердце и левое легкое, покрытое плеврой, в брюшной полости слева – часть желудка, кишечника и селезенка, в забрюшинном пространстве слева – хвост поджелудочной железы, левая почка и мочеточник, в полости малого таза – левый яичник и левая маточная труба.


Боль в левом боку - возможен даже инфаркт


Острые боли в левом боку могут возникнуть:


  • при атипичной форме инфаркта миокарда, когда острая боль возникает не за грудиной, а слева; разобраться, что в данном случае боль сердечная, бывает очень непросто;

  • при остром панкреатите (воспалении поджелудочной железы); боль обычно очень сильная, постоянная, чаще опоясывающая, но может быть и слева, сопровождается рвотой и чаще возникает при нарушении режима или диеты (например, после употребления алкоголя);

  • при острой кишечной непроходимости в конечных отделах толстого кишечника – боли распирающего характера, постоянные, нарастающие;

  • при почечной колике слева – острая боль, возникающая при прохождении камня по мочевым путям;

  • при ущемленной левосторонней паховой грыже, когда ущемляются петли кишечника;

  • при прободной язве желудка – боль резкая, кинжальная; одновременно возможно кровотечение, больной ощущает резкую слабость и теряет сознание;

  • при травме селезенки – резкая боль и внутреннее кровотечение с быстрой потерей сознания;

  • при левосторонней внематочной беременности; оплодотворенная яйцеклетка остается в маточной трубе и когда достигает достаточно больших размеров, труба разрывается, что сопровождается резкой болью и внутренним кровотечением с быстрой потерей сознания;

  • при левосторонней апоплексии яичника - внезапно наступившем кровоизлиянии в яичник, которое сопровождается его разрывом и кровотечением в брюшную полость; возникает чаще справа, но бывает и слева; признаки: резкая внезапная боль и быстрая потеря сознания из-за внутреннего кровотечения.

  • При появлении острой внезапной боли в левом боку нужно немедленно вызвать скорую помощь: в экстренной ситуации разобраться в том, какая именно больному нужна помощь, может только врач.


    Периодически возникающие или невыраженные боли в левом боку

    Неострые боли в левом боку также могут возникнуть при совершенно разных заболеваниях:


  • при левостороннем крупозном воспалении легких и плеврите; если заболевание началось остро, то иногда у больного нет даже кашля, но ему становится трудно дышать, появляется лихорадка;

  • при остеохондрозе грудного отдела позвоночника - боли могут появляться по ходу межреберных нервов слева, усиливаются при движении;

  • при хроническом панкреатите – боли носят ноющий часто опоясывающий характер, отдают в спину, но могут локализоваться и слева, почти всегда сочетаются тошнотой, нарушением аппетита, запорами и поносами;

  • при язвенной болезни желудка – локализация боли зависит от того, где именно в желудке располагается патологический процесс; боли часто связаны с приемом пищи или возникают на голодный желудок;

  • при хроническом колите (воспалении стенки толстого кишечника) – периодически возникающие схваткообразные боли в животе, запоры с поносами, может появляться кровь в кале;

  • при дисбактериозе – уменьшении объема нормальной микрофлоры кишечника и увеличение объема условно-патогенной микрофлоры, в результате чего нарушается естественный процесс пищеварения; боли часто связаны со скоплением газов в кишечнике и носят схваткообразный характер;

  • при растущей опухоли конечных отделов толстого кишечника; боли могут носить разный характер, часто схваткообразный – возникают на фоне спазмов кишечника;

  • при хроническом левостороннем аднексите (воспалении яичника) – ноющие боли слева в нижней части живота;

  • при хронических воспалительных заболеваниях почек и мочевыводящих путей слева (например, при левостороннем пиелонефрите) – постоянные ноющие не слишком интенсивные боли в левом боку, ближе к спине.

  • Любые периодически возникающие на протяжении определенного времени боли в левом боку требуют дополнительного обследования и уточнения их происхождения. Эти боли могут быть признаком небольшого функционального расстройства какого-то органа, а могут сигнализировать о серьезном неблагополучии. Поэтому в таких случаях боли не рекомендуется снимать приемом обезболивающих средств, ведь боль – это сигнал, который дает нам организм о том, что где-то что-то не в порядке. Лучший выход из положения в такой ситуации – обратиться к врачу.

    НАШИ ДЕТИ

    Питания ребенка от 1 года до трех

    обед
    Соблюдение правильного режима питания для ребенка любого возраста имеет очень большое значение. При соблюдении определенных промежутков между отдельными приемами пищи у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на данное время, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков и хорошее переваривание и усвоение пищи. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, выработка пищеварительных соков снижается и пища усваивается хуже.
    У детей раннего возраста желудок освобождается от принятой пищи примерно через 3,5 — 4 часа, в некоторых случаях (при приеме богатой жиром пищи) — через 4,5 часа. Поэтому для детей данного возраста, как правило, устанавливается режим питания с 4-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 — 4 часа. Некоторым детям до 1,5 года оставляют (по их желанию) еще одно — пятое ночное кормление. Если ребенок в возрасте 1,5 года здоров, хорошо развивается, не страдает плохим аппетитом, его следует отучить есть ночью, так как это нарушает ночной сон и создает определенные трудности для родителей.
    Независимо от числа кормлений, часы приема пищи должны быть постоянными. Отклонения от установленного времени каждого кормления не должны превышать 15 — 20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какие-либо блюда или продукты, в том числе и фрукты, соки, молочные продукты, не говоря уже о разных сладостях. Все это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи малыш может отказаться от более полезных белковых блюд.
    Питание ребенка в возрасте старше года приближается к рациону взрослого человека. После года у ребенка значительно нарастает активность пищеварительных соков, развивается жевательный аппарат, и он уже достаточно легко справляется с любой пищей. Вместе с тем потребность ребенка данного возраста в основных пищевых веществах и энергии остается еще достаточно высокой. На каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, г растительные жиры — 13% от общего количества жира.
    Калорийность суточного рациона ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет в среднем составляет 1540 ккал.

    Пластическая хирургия

    Коррекция груди: все, что естественно, - не безобразно

    коррекция груди

    На сегодняшний день существует много различных операций по коррекции груди. Они становятся все более популярными, а цены на них - все доступнее. Несмотря не безопасность и относительную безопасность этих операций, принимая решение о том, делать или не делать коррекцию груди, необходимо тщательно взвесить все достоинства и недостатки, связанные с таким вмешательством.

    Увеличение груди

    Один из самых популярных видов коррекции груди - увеличение ее размера. Используемые во время такой операции имплантаты обычно изготовлены из силикона и наполнены либо более мягким силиконом, либо соляным раствором. Увеличение груди не всегда делают косметическим причинам; иногда оно необходимо по медицинским показаниям. Вся операция занимает приблизительно полтора часа; пациентка может отправляться домой уже на следующий день.

    В течение нескольких дней пациентки испытывают общее недомогание, что является нормой для послеоперационного периода. С сильным дискомфортом и болями можно справиться при помощи рецептурных обезболивающих.

    После операции на груди остается повязка, которую нельзя мочить в течение двух недель. Через две недели врач удаляет ее, осматривает шов и слегка чистит его. Рубцы будут оставаться твердыми и розовыми в течение, по меньшей мере, шести недель; их размер может начать уменьшаться лишь через несколько месяцев и только через два года они значительно побледнеют. Это необходимо учитывать, решая делать коррекцию груди.

    Большинство пациенток могут вернуться в работе уже через несколько дней после операции (если работа не связана с тяжелым физическим трудом). Интенсивные физические нагрузки, как правило, будут безопасны уже через семь-десять дней.

    Исправление асимметрии груди

    Операция по коррекции груди этого типа проводят, например, если у пациентки груди разного размера и/или форму, и также для исправления положения соска. Как правило, операция не рекомендуется при незначительной разнице формы и размера грудей пациентки. В зависимости от сложности проблемы операция по коррекции груди может длиться два-три часа. Операции проходят успешно - то есть их результаты соответствуют ожиданиям пациенток - приблизительно в девяносто процентах случаев. Основная причина неудачных операция, как правило, в несоответствии ожиданий пациентки и возможной пластической хирургии. Именно поэтому очень важно, чтобы врач уже перед операцией рассказал пациентке о том, чего ей стоит ожидать от операции.

    Уменьшение размера груди

    Слишком большая грудь может быть не меньшей проблемой, чем слишком маленькая. Такая особенность внешности может вызвать неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях с людьми и просто дискомфорт во время выполнения своих ежедневных обязанностей.

    Операция по уменьшению груди всегда проводится под общим наркозом и длится, в среднем, два с половиной-три часа. После операции пациентке обычно приходится остаться в больнице на один-два дня, однако в некоторых случаях можно отправляться домой в день операции - это зависит от того, насколько инвазивной и продолжительной была операция.

    Время восстановления после операции также зависит от того, насколько трудной была сама операция. В большинстве случаев пациентка может вернуться на работу через четырнадцать дней, но, а зависимости от многих факторов, кто-то восстанавливается быстрее, а кто-то - медленнее. В течение шести недель после операцию нужно избегать интенсивных физических нагрузок. Послеоперационный рубцы поблекнут несколько месяцев или даже лет спустя.

    Подтяжка груди

    Этот тип коррекции груди предназначен для того, чтобы сделать более упругой и подтянутой грудь, которая потеряла форму в результате грудного вскармливания, возрастных изменений и воздействия других факторов. Обычно эта процедура занимает от двух до двух с половиной часов и проходит под общей анестезией. Восстановительный период длится приблизительно столько же, сколько после операции по увеличению груди.

    фрукты
    Фрукты, овощи, ягоды – они первыми из продуктов появляются в рационе грудного ребенка. Известно, что они являются богатейшими источниками многих пищевых веществ, жизненно необходимых растущему детскому организму. Продукты растительного происхождения – уникальный в своем раде источник витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, многие из которых мы не найдем более нигде.
    Особенное, важное значение для детского организма имеет витамин С (аскорбиновая кислота), который участвует во всех видах обмена веществ, регулирует окислительно-восстановительные процессы, способствует росту клеток и тканей, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям и другим вредным факторам. Мы получаем его в основном из фруктов, ягод, овощей, зелени.
    Малышам также очень нужен витамин А, который обеспечивает жизнедеятельность слизистых оболочек, кожного покрова, улучшает зрение, он тесно связан с процессами роста ребенка. В продуктах растительного происхождения содержится предшественник витамина А — каротин, процесс превращения одного в другое проходит уже в организме. Этим соединением богаты плоды красного и оранжевого цвета, а также зеленые части растений.
    Многие фрукты и ягоды содержат такие важные минеральные вещества как калий, медь, цинк, фтор и особенно железо, нехватку которого часто испытывает детский организм. И как следствие этого на столе малыше дефицита может развиться малокровие (анемия).
    Родителям стоит помнить о том, что необходимые ребенку вещества, поступающие в организм в составе растений, усваиваются значительно лучше, чем из лекарственных препаратов.
    Из основных пищевых веществ фрукты и ягоды содержат главным образом углеводы в виде хорошо усваивающихся организмом простых сахаров— глюкозы и фруктозы. Белки (растительные) представлены небольшим количеством, чаще всего они составляют 1—2% от общего количества пищевых веществ. Жиры в составе растительных продуктов или отсутствуют вовсе, или их совсем мало, около 0,5%.
    Несомненным достоинством фруктов, ягод, овощей является наличие в них так называемых балластных веществ (пектинов, клетчатки), которые не усваиваются организмом, но оказывают благотворное влияние на процессы пищеварения. Пектиновые вещества обволакивают слизистую оболочку пищеварительного тракта и предохраняют ее от воздействия различных вредных веществ, а клетчатка способствует нормальному продвижению пищи по желудочно-кишечному тракту и предупреждает запоры. Многие плоды содержат разнообразные органические кислоты, эфирные масла, дубильные, ароматические, красящие вещества, они придают им своеобразный вкус, запах и положительно влияют на аппетит, процессы пищеварения, обмен веществ. А содержащиеся в растительных продуктах фитонциды обладают бактерицидными свойствами и предупреждают развитие многих заболеваний.
    И наконец, фрукты и ягоды являются источниками воды, которая не задерживается надолго в организме и, покидая его, способствует выведению различных продуктов обмена веществ и токсинов. Вот почему рекомендуется как можно шире использовать в детском питании фрукты, ягоды и овощи, они должны постоянно быть на столе малыша.
    Как и когда следует начинать?
    Вводить растительные продукты в рацион ребенка можно с самого раннего возраста, уже с первого полугодия жизни, используя в качестве пищевой добавки фруктовые соки. Даже если у мамы достаточно грудного молока, уже с трехмесячного возраста следует давать малышу соки. В некоторых случаях, например, при искусственном вскармливании или отклонениях в состоянии здоровья ребенка, врачи предписывают делать это раньше.
    Начинать лучше с яблочного сока, поскольку он усваивается и переваривается организмом легче других. Особенно рекомендуется давать детям антоновку и симеренку, так как они особенно богаты витамином С и железом. В первый раз утром дайте малышу несколько капель сока, чтобы проследить за его реакцией на новый продукт. Если все в порядке, на следующий день можно предложить ему уже 1/4 чайной ложки сока после одного или двух кормлений, затем постепенно увеличивать количество жидкости до 4-6 чайных ложек в день на 2-3 приема.
    Когда малыш привыкнет к яблочному соку, ему можно дать и другие, сначала вишневый, черносмородиновый, черешневый, затем сливовый, грушевый, абрикосовый, гранатовый, клюквенный. Важно одно: все новые соки необходимо вводить в рацион поочередно, начиная с малых доз и постепенно увеличивая их количество. Смешивать соки не рекомендуется, поскольку при этом может понизиться их витаминная ценность. К четырем месяцам можно увеличить общее количество сока до 50-60 мл, а к году — до 100-110 мл, желательно справляться с указанным количеством в два-три приема.
    Через две-три недели после введения в рацион нового вида сока, можно давать малышу фруктовое пюре. Начинать следует также с яблочного, ведь ребенок уже привык и хорошо переносит яблочный сок. Затем предложите ему пюре из груш, абрикосов, персиков, бананов, вишни, из различных ягод. Как и все новые продукты, пюре начинайте давать понемногу — 1/4 чайной ложки, постепенно увеличивая его количество до 40-50 г в сутки к 5-6 месячному возрасту. К году малыш может получать 100-120 г фруктового или ягодного пюре в два-три приема. Кроме того, некоторые плоды, такие, как яблоки, груши, сливы, вишни, можно добавлять в молочные каши и готовить так называемые «розовые» каши, это повышает их вкусовые качества и биологическую ценность.
    После года различные фрукты и ягоды должны быть постоянной составной частью детского рациона, при этом было бы желательно, чтобы их ассортимент был достаточно широк. Очень полезны такие фрукты, как хурма, кизил, рябина, мирабель. К сожалению, их родители редко используют в детском питании, в то время как они богаты витаминами и минеральными вещества- ми, особенно железом. Стоит обратить особое внимание на различные виды садовых и дикорастущих ягод: черную смородину, крыжовник, землянику, малину, чернику, ежевику, голубику, морошку, клюкву.
    Детям старше года следует давать фрукты и ягоды и соки ежедневно, желательно несколько раз в день, как в натуральном виде, так и в составе различных блюд. Во время обеда и ужина растительные продукты можно включать в состав закуски, гарнира, третьего блюда. Ну и, конечно, эти продукты являются обязательной частью полдника. Важно отметить, что фрукты и ягоды следует давать ребенку во время очередного приема пищи, а не между кормлениями, как это часто делают родители. Любые плоды представляют собой довольно объемистую пищу и поэтому они могут «перебить» аппетит, особенно если они сладкие или богатые углеводами, как, например, бананы.
    Детям до полутора лет фрукты и ягоды лучше давать в протертом виде или порезав их на мелкие кусочки и очистив от кожицы. Общее количество фруктов и ягод в рационе трех-четырехлетнего ребенка желательно довести до 150-200 г в сутки, эта норма может быть превышена, но не снижена. Различные фруктово-ягодные соки следует так же, как и раньше, давать ежедневно, включая в состав любого приема пищи. Соки можно пить и между кормлениями, особенно в жаркие дни. С этой целью следует выбирать несладкие, нейтральные или слабо кислые соки (грушевый, яблочный, тыквенный, морковный). Очень полезно детям пить отвар шиповника, так как он богат витамином С.
    Используя в детском питании различные фрукты, ягоды, соки, важно учитывать их особенности и состояние здоровья ребенка. Так, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный соки содержат дубильные вещества и действуют закрепляюще, поэтому они полезны детям с неустойчивым стулом. В этом случае также хорошо предложить ребенку пюре из яблок и бананов, богатых пектиновыми веществами. Детям, страдающим запорами, полезны капустный, свекольный соки, пюре из слив, малины, чернослива. Если у малыша развился дефицит железа, ему необходимы плоды черники, кизила, инжира, айвы, рябины, черешни, а также яблоки. Продукты, богатые витамином С: шиповник, черная смородина, облепиха, цитрусовые, — особенно рекомендуются детям, которые часто болеют.
    Фрукты и ягоды лучше всего давать детям в свежем виде, но в крайнем случае можно использовать и специальные детские плодоовощные консервы и соки, эти продукты обычно дополнительно обогащаются аскорбиновой кислотой. Хорошей практикой было бы использование сухофруктов, поскольку многие из них, особенно курага, чернослив, изюм, яблоки, финики, инжир отличаются высоким содержанием минеральных веществ, например, калия, железа.
    Однако при этом надо помнить, что витаминов в сушеных фруктах содержится крайне мало. Чтобы восполнить этот недостаток, можно готовить компоты или пюре из сухофруктов на основе отвара шиповника, богатого аскорбиновой кислотой.
    Запоры Причины
    Редкое опорожнение кишечника еще не означает, что у ребенка запор. Обычно грудной ребенок ежедневно опорожняет кишечник до 7 раз, но иногда — только 1 раз в 10 дней; он так хорошо усваивает молоко, что продуктов распада выделяется очень мало.
    Если употребляется пища, бедная балластными веществами, пищевая кашица медленно продвигается по кишечнику и из-за избыточного всасывания воды становится слишком твердой.

    Этой формы запора можно избежать при изменении характера питания. Продукты питания, которые предотвращают возникновение запора, — это все фруктовые соки и фрукты (кроме бананов), особенно если их едят с кожурой; все сорта овощей, особенно в сыром виде; зерна (хлеб из муки грубого помола с отрубями и мюсли с зернами), молочные продукты (йогурт, кефир, пахта).

    Симптомы
    ► Редкий, твердый, сухой стул.
    ► Боли при дефекации.
    ► Спастические боли в животе.
    ► Потеря аппетита.

    Помощь врача
    При длительных запорах не следует давать ребенку слабительных средств без консультации врача, особенно тех, что выписывают взрослым.

    Домашняя помощь
    При разовом запоре часто бывает достаточно клизмы или свечки с глицерином. При хроническом запоре вы должны в течение 5—8 недель давать ребенку назначенное врачом слабительное. Только после нормализации стула можно слабительное заменять продуктами, содержащими достаточно балластных веществ: сырыми овощами и фруктами, полнозерными продуктами; необходимо давать больше жидкости.
    Обратите внимание на то, что недостаточное потребление жидкости приводит к уплотнению содержимого кишечника.

    Дети должны пить больше, чем взрослые, относительно массы их тела.
    Недостаток движения также способствует замедлению перистальтики кишечника. Ребенок, который ежедневно не играет в подвижные игры на свежем воздухе, а, например, лежит в постели, склонен к возникновению запоров.
    Давайте младенцу фруктовые соки и пюре, обладающие слабительным действием (апельсины, груши, персики, абрикосы).

    Если малыш постоянно страдает запорами или у грудного ребенка появляется плотный кал, должно быть произведено тщательное врачебное обследование для того, чтобы распознать или исключить болезни и пороки развития пищеварительного тракта.
    Первый раз в  детский сад!
    Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
    Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему? Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
    В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
     
    четкий режим дня;
    отсутствие родных рядом;
    постоянный контакт со сверстниками;
    необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
    резкое уменьшение персонального внимания.
    Кому легко,а кому трудно
     
    Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
    Кому адаптироваться легче?
     
    Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
    Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
     
    Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
     
    Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
     
    Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
     
    Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
     
    Почему он так себя ведет?
     
    Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.
     
    Эмоции ребенка
     
    В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
    Контакты со сверстниками и воспитателем
     
    В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
     
    Познавательная активность
     
    Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
     
    Навыки
    Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
    Особенности речи
     
    У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
    Двигательная активность
     
    Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
    Сон
     
    Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
     
    Аппетит
     
    В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
    Здоровье
     
    В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!
    Чем может помочь мама
     
    Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
     
    В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
    В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
    Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
    Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
    Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
    Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
    Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
    Спокойное утро
     
    Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
     
    И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
    Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
    Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
    У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
    Не делайте ошибок
    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
    Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
     
    Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
     
    Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
     
    Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
     
    Помощь нужна еще и маме!
     
    Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
     
    быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
     
    поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
     
    воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
     
    заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
     
    Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
    левша
    Есть специальные тесты на право-леворукость.
    Вот некоторые из них:
    1. Предложите ребенку причесаться, обратите внимание на то, какой рукой он это делает.
    2.Предложите почистить зубы зубной щеткой, обратите внимание на то, какой рукой он это делает.
    3.Путь малыш сцепит руки в замок. У правшей сверху будет большой палец правой руки, у левшей - левой.
    4.Поза Наполеона. У правшей правая кисть наверху на левом предплечье,, а левая кисть - под правым; у левшей - сверху кисть левой руки, под левым предплечьем - правая.
    5.Понаблюдайте, как малыш аплодирует. У правшей более активна правая рука, у левшей - левая.
    6.Попросите ребенка нарисовать круг обеими руками поочередно, посмотрите который получается круглее.
    7.Какой рукой ребенок нажимает кнопку.
    Когда кто-то в чем-то непохож на нас, это нас удивляет, восхищает и в очередной раз доказывает,что Природа - гениальный создатель! Например, отчего 500 миллионов человек, населяющих земной шар, для того, чтобы писать, есть, играть, преимущественно пользуются левой рукой? Исследования генетиков показали, что ген праворукости есть, а вот гена леворукости нет. Тем не менее даже у животных выделяют лево- и праволапость. В чем же тут причины и как левшатам живется в мире праворуких, нам рассказали специалисты ОДКБ №1.
    Екатерина Анатольевна ТОМАШЕВСКАЯ, детский невролог:
    - Функции управления разделены между правым и левым полушариями головного мозга. Нервные пути перекрещиваются на уровне продолговатого мозга, и получается, что левыми конечностями руководит правое полушарие, а правыми - левое. Естественно, что ведущей будет та рука, управляющий центр которой более активен. В то же время развитие мелкой моторики рук тоже влияет на работу мозга. Причем, когда мы учим одну руку, например, рисовать, автоматически и другая рука тоже в какой-то мере осваивает этот навык. Это в очередной раз подтверждает то, что человеческий мозг имеет огромные компенсаторные возможности.
    Именно поэтому у людей и может быть ведущей правая или левая рука. А некоторые люди почти в одинаковой мере хорошо пользуются обеими руками.
    Признаки, какой руке ребенок отдает предпочтение, можно уловить еще в раннем возрасте, но все же прогнозы до 4-5 лет малоэффективны. Например, одно из проведенных исследований показало, что в дошкольном возрасте леворуких детей больше, чем в школе, то есть со временем они все-таки сами и под руководством взрослых переучиваются.
    У подавляющего большинства правое полушарие отвечает за образное мышление человека, а левое за конкретику - символы, знаки, речь (здесь находится речевой центр). Возможно, именно поэтому у левшей, чье правое полушарие всегда работает более активно, и наблюдается предрасположенность к творческой деятельности.
    Елена Анатольевна ТОМАХ, детский психолог:
    На самом деле левши бывают разные.
    Наследственные левши. Их от общего числа населения - 9-12%. Если один из родителей левша, то вероятность того, что их ребенок унаследует эту особенность, составляет 50%. Но даже у родителей-правшей остается 6,3% вероятности того, что их малыш будет предпочитать левую руку.
    Группу компенсаторных левшей составляют люди, у которых левое полушарие пострадало, например, во время родов, аварий. В этом случае правое полушарие берет на себя функции пострадавшего "соседа". Сейчас таких левшей становится больше, потому что появилась тенденция к поздним, а поэтому нередко осложненным родам.
    Подражательные левши стараются все делать левой рукой, копируя поведение взрослых левшей, которые есть в их окружении. Но в школе обычно выясняется, что он истинный правша и развитие уже идет в этом направлении.
    Вынужденные левши - просто по каким-то причинам не могут временно пользоваться правой рукой. Например, у ребенка перелом, и он как раз пошел в школу. Пока рабочая рука была в гипсе, все приходилось делать левой, и в результате она стала более тренированной. Тем не менее, если ребенок истинный правша, после выздоровления все-таки лучше заняться развитием именно той руки, движения которой лучше координируются мозгом.
    - Почему левшей так "поделили" и вообще, зачем нужно выяснять, какая рука ведущая?
    Это нужно для того, чтобы оптимально развивать навыки ребенка. Ведь как бы то ни было, жить леворуким придется в мире, где многое устроено по правилу правой руки: бытовые приборы, одежда, даже ручка в банке для подписания бумаг нередко располагается там, где это удобно "правому большинству".
    Знание, что малыш левша, позволит родителям избежать многих проблем, с которыми ребенок обычно, сталкивается в начальной школе.
    Важно правильно организовать рабочее место ребенка и в школе, и дома. Чтобы свет падал справа, чтобы предметы стояли удобно. В результате он не будет ежедневно на мелочах ощущать свою необычность.
    Сейчас появилось очень много предметов, которые облегчают левшам жизнь - специальные ручки, клавиатура и мышки для компьютера; специальные тетради-прописи. В общем-то, леворукость перестала быть проблемой, с которой когда-то пытались бороться. Сегодня она признана нормой и в школах даже разработаны специальные методики обучения, для таких детишек.
    -Какие могут быть психологические трудности у левшей?
    Левши по эмоциональному складу более впечатлительные, а значит и более уязвимые. Для предупреждения развития комплексов, не стоит предъявлять к нему повышенные требования, но в то же время, не нужно акцентировать внимание на его "необычности". Ведь бывает, родители, будучи убежденными в том, что все левши - гении, стремятся сделать из него вундеркинда. Лучше научитесь хвалить его и поощрять за самые маленькие успехи. Главная задача родителей и педагогов помочь понять ребенку, что леворукость - это как ярко-голубые глаза на фоне общей кареглазости -необычно, но ведь жить не мешает. И левой рукой левша делает все не хуже, чем правша - правой.
    Какие бывают детские сады Муниципальные (районные) детские сады

    Они бывают двух видов: сады и ясли-сады. В последние принимают детей начиная с 1,5 лет, а в детские сады — с 3 лет. Яслей-садов осталось довольно мало, поэтому устроить ребенка до 3 лет довольно проблематично. В «малышовке» обычно 15 детей, но реально посещают ясли примерно половина. Кроме того, муниципальные сады можно разделить на те, где плата весьма небольшая (хотя родителям все-таки приходится оплачивать дополнительные занятия, а также сдавать деньги на покупку игрушек детям и подарков персоналу детского сада), и те, в которых оплата в несколько раз больше, чем в первых, с учетом дополнительных занятий.

    Муниципальные детские сады занимаются по одной из образовательных программ дошкольного воспитания. Например, Московский комитет образования рекомендует программу «Истоки». Она разработана коллективом научных сотрудников под руководством всемирно известного детского психолога академика А. В. Запорожца. Создавая программу, авторы опирались на работы выдающихся отечественных ученых: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина и др. В нее включены задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: социальной, познавательной, эстетической и физической. Социальное развитие — это общение ребенка со взрослыми и сверстниками; познавательное развитие — это умение детей выбирать необходимую информацию, способность находить самостоятельное решение проблем; эстетическое развитие — это формирование у ребенка художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности). Занятия но программе включают знакомство с окружающим миром, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слов, знакомство с художественной литературой (пересказ услышанного), знакомство с элементарными математическими понятиями, обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения), физкультурные занятия.
    Во многих муниципальных садах, кроме обязательных занятий, по желанию родителей организуют дополнительные, платные, например обучение иностранному языку, плаванию или ритмике.

    Основной недостаток таких учреждений — то, что детей надо забирать довольно рано — в 17—18 часов. И хотя официально большинство детских садов работают до 19 часов, но если вы придете после 18, то, скорее всего, ваш малыш будет ожидать вас один в обществе недовольной воспитательницы.

    Ведомственные детские сады

    В них дети подразделяются на две группы: те ребята, чье пребывание оплачивает предприятие, на котором работает хотя бы один из родителей, и те малыши, родители которых самостоятельно оплачивают пребывание ребенка по установленным расценкам. Стоимость, как правило, гораздо выше, чем в муниципальных садах. Иногда с родителей берут вступительный взнос.
    Условия пребывания детей в ведомственных садах лучше, чем в муниципальных: хорошее питание, меньше детей в группе (10— 12 человек), больше дополнительных занятий. Конечно, все зависит от того, насколько богато то или иное ведомство.

    Частные детские сады

    Они принадлежат одному или нескольким частным лицам, поэтому их уровень зависит от организаторских способностей владельца.
    Некоторые частные детские сады находятся в одном здании с государственными, но при этом предоставляют больше услуг. Другие занимают отдельное здание и работают с детьми по своей программе.

    Специализированные детские сады

    Они предназначены для детей с различными нарушениями: речи, зрения, слуха, с задержкой психического развития...
    Родители всеми правдами и неправдами стараются устроить своих малышей в подобные учреждения. Дело в том, что специализированные сады стоят столько же, сколько муниципальные, однако количество детей в группе невелико (10—12 человек). Естественно, им уделяется больше внимания. Кроме того, питание в таких садах довольно хорошее.

    Помимо всего перечисленного, для многих родителей логопедический садик — единственная возможность обеспечить своему ребенку подобные занятия, ведь услуги логопеда очень дорогие.

    Домашние сады

    Их стоимость очень высока. В группе — около 5 человек. Занятия с малышами по всем предметам проводит один и тот же человек, который к тому же и готовит им еду. Если продукты в государственных, ведомственных детских садах проходят жесточайший контроль, то в данном случае его нет вообще.
    цвет
    Он везде. Без него никуда! Цвет - практически первое, что начинают различать дети. Правда, сначала все новорожденные видят только черное и белое, различают свет и темноту. Затем в промежуток от шести недель до двух месяцев их зрительная цветовая палитра начинает постепенно расширяться. Сначала младенцы начинают различать красный - самый интенсивный цвет - и только потом другие яркие цвета.
    Маленьких детей вообще тянет ко всему яркому. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на каком-то предмете, приучить его к действию с какой-то вещью, выбирайте только самые яркие и интенсивные окраски погремушек, игрушек.
    Ученые вообще считают, что «цвет - это отличное средство управлять детьми». И можно использовать его, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.
    Красный, оранжевый, желтый
    Цвета этого спектра имеют активизирующую, возбуждающую характеристику. В психологии они считаются цветами экстраверсии, то есть импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Поэтому такие цвета следует подбирать в предметах, связанных с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым или другими детьми, - они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Эти цвета также способны улучшать аппетит, а потому «малоежек» рекомендуется кормить из желтой и оранжевой посуды, класть на стол во время еды красные салфетки и подносы. К тому же подобные цвета сильно привлекают внимание, способствуют запоминанию. Поэтому, если вы хотите акцентировать внимание ребенка на чем-то важном, пробудить интерес, сделайте это с помощью красного. Для маленьких детей это могут быть развивающие игрушки, алфавитные доски, а для детей более старшего возраста - в таких цветах можно оформить учебное место или предметы интерьера внутри него. Сочетание красный - желтый подтолкнет ребенка к исследованиям, освоению новых сфер, усилит жажду знаний. Также хорошо использовать эти цвета на игровых комплексах и спортивных уголках, так как они возбуждают нервную систему, повышают общий тонус, активизируют работу мускульной системы.
    Но не стоит забывать, что чрезмерное использование этих цветов может вызвать сильное раздражение, агрессию, в большом количестве эти цвета утомляют и могут привести к невротическим состояниям.
    Синий, голубой, фиолетовый
    Эти цвета несут в себе угнетающе-успокаивающую функцию: делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии - импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Больше всего они подходят для мест отдыха. В таких оттенках могут быть, например, диванчики и коврики рядом со спортивным уголком или место, где ребенок занимается спокойными, тихими играми. Для спального места эти три цвета подойдут только в сочетании с теплыми (лучше зелеными) оттенками, иначе оно будет ощущаться малышом, как «холодное и неуютное». Такие цвета хорошо еще использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возбуждение.
    Розовый
    может быть различных оттенков. Если это яркий, насыщенный теплый цвет, то его следует отнести к «группе красного». Он также будет привлекать внимание, активизировать различные процессы, побуждать к действию. А если это более мягкий, холодный, ближе к светло-фиолетовому, то он будет относиться к «синей группе», а значит успокаивать, снижать активность. Соответственно, в зависимости от характеристик, использовать розовый цвет можно с различными целями.
    Зеленый.
    Его различные оттенки успокаивают, расслабляют. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Ученые установили, что этот цвет обладает снотворным действием, поэтому для детей, которые в большинстве своем так не любят засыпать, очень хорошо оформлять в зеленых тонах спальное место: это может быть постельное белье, навес над кроватью, стены или мебель вокруг кровати, игрушки, с которыми ребенок ложится спать. Игровые и развивающие пространства не стоит красить в зеленый цвет, так как он вызывает скуку, не дает ярких впечатлений.
    Зато зеленый - весьма удачный вариант для замкнутых и ограниченных пространств: он не создает ощущения давления и не дает сильного эмоционального влияния.Салатовый
    цвет несет в себе две разные характеристики: с одной стороны он яркий и интенсивный и принадлежит к гамме теплых оттенков, включая в себя их свойства, с другой - он содержит качества зеленого и обладает нейтрализующей функцией. Он создает такое ощущение, как «веселое спокойствие» или приподнятое настроение при расслабленной умиротворенности.
    Считается, что скрытая энергия, которая была в зеленом, освобождается, поэтому этот цвет побуждает к стремлению устанавливать как можно больше контактов, активно общаться с внешним миром, познавать новое. Салатовый хорошо использовать в тех ситуациях и местах, где ребенок будет общаться с другими детьми. Это могут быть домики, кухни, игровые столики, где ребята занимаются коллективной деятельностью. Салатовый цвет также хорош при оформлении дня рождения или детского праздника.
    Коричневый
    символизирует собой уверенность, стабильность и спокойствие, так как он очень близок к натуральной природе (земля, деревья). Этот цвет дает хороший эффект при нервном истощении - он успокаивает. Но большое его количество - не радует и даже отягощает. Он не способен вызывать ярких эмоций. Поэтому в детских комнатах коричневый - не лучшее решение. Это скорее «взрослый» цвет, и, по возможности, надо избегать коричневой мебели и пола (хотя многие делают их именно такими) в детских.
    Черный, белый, серый
    Эти три цвета самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции, если, конечно, не используются в больших количествах. Так, много черного удручает и расстраивает, вызывает страх, а обилие белого - ощущение пустоты и одиночества. Чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызывать меланхолию и апатию и даже привести к депрессии. Принимая во внимание эти характеристики при построении окружающего пространства для маленьких детей, нужно стараться использовать эти цвета как можно реже.
    Ребенок в очень большой степени познает мир через различные цвета, усваивает понятия и значения, учится понимать свойства предметов и явлений. Поэтому такие «пустые» цвета в оформлении детской или мест для проведения досуга крохи лучше исключить. Использовать их хорошо лишь в тех случаях, когда есть необходимость нейтрализовать внимание и активность ребенка. Например, это могут быть какие-то вспомогательные технические предметы или приборы: лампы, магнитофон, увлажнитель воздуха - чтобы ребенок не проявлял к ним особого интереса, случайно не сломал и не поранился сам. Также эти цвета подходят в качестве фона для игровых планшетов, алфавитных досок.
    Знание психологических характеристик, свойств различных цветов и их правильное использование могут положительно повлиять на гармоничное развитие малыша. Однако не забывайте: все хорошо в меру и, как уже говорилось выше, не следует увлекаться каким-нибудь одним цветом или оттенком.
    Одежда новорожденного малыша
    Каждая женщина, будучи беременной, обязательно задумывается, какие вещички лучше всего покупать будущему малышу, как и во что одевать его, когда он родится. Делать покупки в магазинах для детей так приятно! Но вот кроха появляется на свет, тем более, если это первенец, молодая мамочка просто теряется в догадках: не холодно или не жарко ли ее ребеночку?
    Можно дать общие рекомендации относительно того, как одевать новорожденного малыша при разных температурах в помещении и на улице, но при этом не забудьте, что вам всегда придется учитывать индивидуальные особенности организма каждого грудничка.
    Определить, не замерз ли ваш ребенок, можно по двум признакам. Во-первых, по носику. Если он холодный, значит, малыш замерз; если очень горячий, значит, ему жарко, ну а если крошечный носик теплый - его обладателю тепло, уютно и комфортно. Во-вторых, верным признаком того, что дитя замерзло, является икота. Если малыш икает от холода, обратите внимание на выбор головного убора для него. Сейчас многие мамочки подвластны новомодному веянию - с самого рождения в целях закаливания не надевать на малыша чепчик. Но ведь у каждого человека, в том числе и маленького, существует индивидуальная переносимость холода, и кому-то непокрытая голова не доставляет неудобств, а кому-то при этом холодно и неуютно. К сожалению, голова у малыша мерзнет в первую очередь. В комнате может быть достаточно тепло, и малыш одет в теплый шерстяной костюмчик, но при этом у него явно холодный носик и начинается икота. Стоит надеть ему чепчик, икота прекращается и малыш веселеет на глазах.
    Утепляемся!
    Итак, предлагаем некоторые общие рекомендации о том, как лучше одевать ребеночка, а вы, дорогие мамочки, не забывайте пробовать носик своего крохи и вносить коррективы в детский наряд, если это понадобится. Во-первых, можно и нужно во время сна накрывать кроху одеялом. Во-вторых, реально заменять "слои" одежды: например, если вы вместо осеннего комбинезона надеваете на малыша зимний, то, соответственно, один слой теплой одежды можно убрать. И еще: для тех, кто пеленает своего малыша в первые месяцы жизни, слова "однослойная" или "пятислойная одежда" указывают на количество пеленочек и одеял (или конвертов). В теплое время это хлопчатобумажные пеленки, а в холодное - фланелевые.
    Если вы дома
    Когда вы с крохой находитесь в помещении, придерживайтесь такой схемы.
    23°С и выше - тонкая х/б майка (далее - х/б белье).
    21-23°С - 1-2-слойная одежда: тонкое х/б белье, легкий х/б костюмчик, а также х/б носочки.
    18-20°С - 2-слойная одежда: х/б белье, плотный фланелевый или трикотажный костюм с длинным рукавом, шерстяные носки.
    15-17°С - 3-слойная одежда: х/б белье, легкий х/б костюм, полушерстяной или шерстяной костюмчик с длинным рукавом, а также шерстяные носочки.
    На улице
    25°С и выше - тонкое х/б белье и легкий головной убор от солнца.
    23-24°С - 1-2-слойная одежда: тонкое х/б белье, легкий х/б костюм, панамка или легкий чепчик.
    20-22°С - 2-слойная одежда: х/б белье, х/б или трикотажный костюм с длинным рукавом, носки, х/б или трикотажный чепчик.
    17-19°С - 3-слойная одежда: х/б белье, х/б костюм, плотный трикотажный или полушерстяной костюмчик с длинными рукавами, носочки, а также легкая трикотажная шапочка.
    14-16°С - 4-слойная одежда: х/б белье, х/б костюм, полушерстяной или шерстяной костюм с длинными рукавами, теплая кофточка, шерстяные носки, полушерстяная или плотная трикотажная шапочка.
    10-13° С - 4-слойная одежда: х/б белье, х/б костюм, плотный трикотажный или полушерстяной костюм, носки х/б и шерстяные, осенний комбинезон, х/б чепчик, полушерстяная или плотная трикотажная шапочка.
    3-9°С - 5-слойная одежда: х/б белье, х/б костюм, полушерстяной или шерстяной костюм, теплая кофта, рейтузы, 2 пары шерстяных носок, осенний комбинезон, х/б чепчик, шерстяная шапка, варежки, шарф.
    -5 - +2°С - 5-слойная одежда: х/б белье, х/б костюм, трикотажный или полушерстяной костюм, шерстяная кофта, рейтузы, 2 пары шерстяных носок, зимний комбинезон, трикотажный чепчик, шерстяная шапка, варежки и шарфик.
    А как на морозе?
    Что же касается температуры ниже -5°С, тут уж решать вам. Среди российских мамочек бытует очень стойкое мнение, что с грудничком непременно нужно гулять, причем подолгу и при любой погоде, в том числе и на морозе. И вот многие мамы героически выхаживают с коляской на морозе.
    Но не все согласны с этой категорической позицией. Однажды в детской поликлинике пожилая врач-педиатр объясняла молодой маме "Понимаете, это крошечное трехмесячное существо не приспособлено к прогулкам на морозе - его неокрепшая носоглотка реагирует на низкую температуру. Попробуйте-ка вы, взрослый человек, укутаться как следует и проспать часа полтора на холоде - Вы наверняка заболеете. Вот и ваш малыш - может, он не заболеет сразу, но потом будет подвержен простудам даже при небольших перепадах температуры. Западные мамочки редко выйдут с малышом на улицу при температуре -10°С.
    Однако, если вы все же уверены, что морозный воздух не повредит вашему крохе - укутывайте его потеплее и не забывайте время от времени проверять его носик!
    Так тепло!
    Немецкие специалисты В. Гёбель и М. Гёклер, авторы книги "Ребенок. От младенчества к совершеннолетию" советуют пользоваться маечками, свитерами и штанишками из овечьей шерсти или купить крохе овечье одеяло. Дело в том, что овечья шерсть обладает редкостным свойством впитывать влагу (до 30% собственного веса), не становясь сырой на ощупь. Влага испаряется через шерсть и при этом почти не охлаждает кожу. То есть сохраняется термоизоляция.