НАШИ ДЕТИ » Страница 10

Логин: Пароль: Регистрация |

http://womanhelth.ru/. http://womanhelth.ru/

Медицина

Острые боли в левом боку

Острые боли в левом бокуБоли в боку, если они продолжаются длительно, - это повод для обращения в поликлинику. Если же боли очень сильные и начались внезапно, то необходимо вызвать скорую помощь: только врач сможет разобраться, что и почему болит в боку и нужна ли человеку экстренная помощь, в том числе операция.


Что находится в левом боку


В левом боку расположены самые разные органы. Прежде всего, там есть грудная полость, брюшная полость (она выстлана изнутри тонкой оболочкой – брюшиной), забрюшинное пространство (расположено между задней стенкой брюшины и позвоночником с ребрами) и полость малого таза (расположена под брюшной полостью). Во всех этих полостях есть органы. Кроме того, источником болей в левом боку может быть и позвоночник.


В грудной полости слева располагаются сердце и левое легкое, покрытое плеврой, в брюшной полости слева – часть желудка, кишечника и селезенка, в забрюшинном пространстве слева – хвост поджелудочной железы, левая почка и мочеточник, в полости малого таза – левый яичник и левая маточная труба.


Боль в левом боку - возможен даже инфаркт


Острые боли в левом боку могут возникнуть:


  • при атипичной форме инфаркта миокарда, когда острая боль возникает не за грудиной, а слева; разобраться, что в данном случае боль сердечная, бывает очень непросто;

  • при остром панкреатите (воспалении поджелудочной железы); боль обычно очень сильная, постоянная, чаще опоясывающая, но может быть и слева, сопровождается рвотой и чаще возникает при нарушении режима или диеты (например, после употребления алкоголя);

  • при острой кишечной непроходимости в конечных отделах толстого кишечника – боли распирающего характера, постоянные, нарастающие;

  • при почечной колике слева – острая боль, возникающая при прохождении камня по мочевым путям;

  • при ущемленной левосторонней паховой грыже, когда ущемляются петли кишечника;

  • при прободной язве желудка – боль резкая, кинжальная; одновременно возможно кровотечение, больной ощущает резкую слабость и теряет сознание;

  • при травме селезенки – резкая боль и внутреннее кровотечение с быстрой потерей сознания;

  • при левосторонней внематочной беременности; оплодотворенная яйцеклетка остается в маточной трубе и когда достигает достаточно больших размеров, труба разрывается, что сопровождается резкой болью и внутренним кровотечением с быстрой потерей сознания;

  • при левосторонней апоплексии яичника - внезапно наступившем кровоизлиянии в яичник, которое сопровождается его разрывом и кровотечением в брюшную полость; возникает чаще справа, но бывает и слева; признаки: резкая внезапная боль и быстрая потеря сознания из-за внутреннего кровотечения.

  • При появлении острой внезапной боли в левом боку нужно немедленно вызвать скорую помощь: в экстренной ситуации разобраться в том, какая именно больному нужна помощь, может только врач.


    Периодически возникающие или невыраженные боли в левом боку

    Неострые боли в левом боку также могут возникнуть при совершенно разных заболеваниях:


  • при левостороннем крупозном воспалении легких и плеврите; если заболевание началось остро, то иногда у больного нет даже кашля, но ему становится трудно дышать, появляется лихорадка;

  • при остеохондрозе грудного отдела позвоночника - боли могут появляться по ходу межреберных нервов слева, усиливаются при движении;

  • при хроническом панкреатите – боли носят ноющий часто опоясывающий характер, отдают в спину, но могут локализоваться и слева, почти всегда сочетаются тошнотой, нарушением аппетита, запорами и поносами;

  • при язвенной болезни желудка – локализация боли зависит от того, где именно в желудке располагается патологический процесс; боли часто связаны с приемом пищи или возникают на голодный желудок;

  • при хроническом колите (воспалении стенки толстого кишечника) – периодически возникающие схваткообразные боли в животе, запоры с поносами, может появляться кровь в кале;

  • при дисбактериозе – уменьшении объема нормальной микрофлоры кишечника и увеличение объема условно-патогенной микрофлоры, в результате чего нарушается естественный процесс пищеварения; боли часто связаны со скоплением газов в кишечнике и носят схваткообразный характер;

  • при растущей опухоли конечных отделов толстого кишечника; боли могут носить разный характер, часто схваткообразный – возникают на фоне спазмов кишечника;

  • при хроническом левостороннем аднексите (воспалении яичника) – ноющие боли слева в нижней части живота;

  • при хронических воспалительных заболеваниях почек и мочевыводящих путей слева (например, при левостороннем пиелонефрите) – постоянные ноющие не слишком интенсивные боли в левом боку, ближе к спине.

  • Любые периодически возникающие на протяжении определенного времени боли в левом боку требуют дополнительного обследования и уточнения их происхождения. Эти боли могут быть признаком небольшого функционального расстройства какого-то органа, а могут сигнализировать о серьезном неблагополучии. Поэтому в таких случаях боли не рекомендуется снимать приемом обезболивающих средств, ведь боль – это сигнал, который дает нам организм о том, что где-то что-то не в порядке. Лучший выход из положения в такой ситуации – обратиться к врачу.

    НАШИ ДЕТИ

    Питания ребенка от 1 года до трех

    обед
    Соблюдение правильного режима питания для ребенка любого возраста имеет очень большое значение. При соблюдении определенных промежутков между отдельными приемами пищи у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на данное время, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков и хорошее переваривание и усвоение пищи. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, выработка пищеварительных соков снижается и пища усваивается хуже.
    У детей раннего возраста желудок освобождается от принятой пищи примерно через 3,5 — 4 часа, в некоторых случаях (при приеме богатой жиром пищи) — через 4,5 часа. Поэтому для детей данного возраста, как правило, устанавливается режим питания с 4-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 — 4 часа. Некоторым детям до 1,5 года оставляют (по их желанию) еще одно — пятое ночное кормление. Если ребенок в возрасте 1,5 года здоров, хорошо развивается, не страдает плохим аппетитом, его следует отучить есть ночью, так как это нарушает ночной сон и создает определенные трудности для родителей.
    Независимо от числа кормлений, часы приема пищи должны быть постоянными. Отклонения от установленного времени каждого кормления не должны превышать 15 — 20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какие-либо блюда или продукты, в том числе и фрукты, соки, молочные продукты, не говоря уже о разных сладостях. Все это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи малыш может отказаться от более полезных белковых блюд.
    Питание ребенка в возрасте старше года приближается к рациону взрослого человека. После года у ребенка значительно нарастает активность пищеварительных соков, развивается жевательный аппарат, и он уже достаточно легко справляется с любой пищей. Вместе с тем потребность ребенка данного возраста в основных пищевых веществах и энергии остается еще достаточно высокой. На каждый килограмм массы тела годовалому ребенку требуется в сутки 4 г белка, 4 г жира и 16 г углеводов. При этом белки животного происхождения должны составлять не менее 70% от их общего суточного количества, г растительные жиры — 13% от общего количества жира.
    Калорийность суточного рациона ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет в среднем составляет 1540 ккал.

    Пластическая хирургия

    Коррекция груди: все, что естественно, - не безобразно

    коррекция груди

    На сегодняшний день существует много различных операций по коррекции груди. Они становятся все более популярными, а цены на них - все доступнее. Несмотря не безопасность и относительную безопасность этих операций, принимая решение о том, делать или не делать коррекцию груди, необходимо тщательно взвесить все достоинства и недостатки, связанные с таким вмешательством.

    Увеличение груди

    Один из самых популярных видов коррекции груди - увеличение ее размера. Используемые во время такой операции имплантаты обычно изготовлены из силикона и наполнены либо более мягким силиконом, либо соляным раствором. Увеличение груди не всегда делают косметическим причинам; иногда оно необходимо по медицинским показаниям. Вся операция занимает приблизительно полтора часа; пациентка может отправляться домой уже на следующий день.

    В течение нескольких дней пациентки испытывают общее недомогание, что является нормой для послеоперационного периода. С сильным дискомфортом и болями можно справиться при помощи рецептурных обезболивающих.

    После операции на груди остается повязка, которую нельзя мочить в течение двух недель. Через две недели врач удаляет ее, осматривает шов и слегка чистит его. Рубцы будут оставаться твердыми и розовыми в течение, по меньшей мере, шести недель; их размер может начать уменьшаться лишь через несколько месяцев и только через два года они значительно побледнеют. Это необходимо учитывать, решая делать коррекцию груди.

    Большинство пациенток могут вернуться в работе уже через несколько дней после операции (если работа не связана с тяжелым физическим трудом). Интенсивные физические нагрузки, как правило, будут безопасны уже через семь-десять дней.

    Исправление асимметрии груди

    Операция по коррекции груди этого типа проводят, например, если у пациентки груди разного размера и/или форму, и также для исправления положения соска. Как правило, операция не рекомендуется при незначительной разнице формы и размера грудей пациентки. В зависимости от сложности проблемы операция по коррекции груди может длиться два-три часа. Операции проходят успешно - то есть их результаты соответствуют ожиданиям пациенток - приблизительно в девяносто процентах случаев. Основная причина неудачных операция, как правило, в несоответствии ожиданий пациентки и возможной пластической хирургии. Именно поэтому очень важно, чтобы врач уже перед операцией рассказал пациентке о том, чего ей стоит ожидать от операции.

    Уменьшение размера груди

    Слишком большая грудь может быть не меньшей проблемой, чем слишком маленькая. Такая особенность внешности может вызвать неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях с людьми и просто дискомфорт во время выполнения своих ежедневных обязанностей.

    Операция по уменьшению груди всегда проводится под общим наркозом и длится, в среднем, два с половиной-три часа. После операции пациентке обычно приходится остаться в больнице на один-два дня, однако в некоторых случаях можно отправляться домой в день операции - это зависит от того, насколько инвазивной и продолжительной была операция.

    Время восстановления после операции также зависит от того, насколько трудной была сама операция. В большинстве случаев пациентка может вернуться на работу через четырнадцать дней, но, а зависимости от многих факторов, кто-то восстанавливается быстрее, а кто-то - медленнее. В течение шести недель после операцию нужно избегать интенсивных физических нагрузок. Послеоперационный рубцы поблекнут несколько месяцев или даже лет спустя.

    Подтяжка груди

    Этот тип коррекции груди предназначен для того, чтобы сделать более упругой и подтянутой грудь, которая потеряла форму в результате грудного вскармливания, возрастных изменений и воздействия других факторов. Обычно эта процедура занимает от двух до двух с половиной часов и проходит под общей анестезией. Восстановительный период длится приблизительно столько же, сколько после операции по увеличению груди.

    Фолиеводефицитная анемия Что может стать причиной фолиево-дефицитной анемии? Какие признаки для нее характерны
    Название «фолиевая кислота» происходит от латинского слова «folium» — «лист». Листья зеленых растений содержат большое количество этого витамина. Есть фолиевая кислота в грибах, дрожжах, печени, некоторых злаках. Около 80 % витамина разрушается при консервировании и кипячении продуктов, он сохраняется только при замораживании.
    Фолиевая кислота и витамин B12 незаменимы для нормального синтеза нуклеиновых кислот в разных клетках организма, прежде всего в клетках костного мозга. Дефицит этих витаминов часто нарушает развитие и созревание эритроцитов, а также лейкоцитов и тромбоцитов, что приводит к особому виду анемии, названной мегалобластной.
    Причиной дефицита фолиевой кислоты у детей чаще всего является неправильное питание (большое количество молока), недоношенность, инфекции, нарушение всасывания, повышенный распад эритроцитов, длительное применение противосудорожных средств.
    Признаки мегалобластной анемии: медленно нарастающая бледность кожи, увеличение размеров печени и селезенки, кровоточивость (синяки), задержка физического и психического развития. Степень анемии может быть как незначительной, так и выраженной. В тяжелых случаях уровень гемоглобина падает до 50 г/л, а эритроцитов — до 1,0—2,5 млн в 1 мм3. Чаще всего снижено также число лейкоцитов и тромбоцитов.

    Как проводится лечение фолиеводефицитной анемии?
    Лечение при тяжелой анемии должно осуществляться в стационаре. В более легких случаях его можно проводить дома — показано применение фолиевой кислоты в комплексе с витаминами группы В, С, которые способствуют ее усвоению. С профилактической целью фолиевую кислоту необходимо давать всем недоношенным после 2 лет, детям, часто болеющим, а также с нарушениями всасывания и женщинам в период беременности.
    Адаптация к детскому саду
    Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
    Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему? Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
    В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
     
    четкий режим дня;
    отсутствие родных рядом;
    постоянный контакт со сверстниками;
    необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
    резкое уменьшение персонального внимания.
    Кому легко,а кому трудно
     
    Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
    Кому адаптироваться легче?
     
    Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
    Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
     
    Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
     
    Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
     
    Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
     
    Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
     
    Почему он так себя ведет?
     
    Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.
     
    Эмоции ребенка
     
    В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
    Контакты со сверстниками и воспитателем
     
    В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
     
    Познавательная активность
     
    Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
     
    Навыки
    Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
    Особенности речи
     
    У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
    Двигательная активность
     
    Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
    Сон
     
    Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
     
    Аппетит
     
    В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
    Здоровье
     
    В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!
    Чем может помочь мама
     
    Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
     
    В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
    В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
    Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
    Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
    Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
    Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
    Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
    Спокойное утро
     
    Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
     
    И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
    Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
    Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
    У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
    Не делайте ошибок
    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
    Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
     
    Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
     
    Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
     
    Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
     
    Помощь нужна еще и маме!
     
    Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
     
    быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
     
    поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
     
    воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
     
    заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
     
    Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
    Подготовка ребенка к школе и что должно лежать в портфеле?
    Подготовить ребенка к школе - дело хлопотное, особенно если ребенок идет в первый класс. Вооруженные одним лишь списком «Памятка для родителей первоклассника» родители сметают с прилавков с канцелярскими товарами все подряд, и поддавшись всеобщему ажиотажу зачастую не задумываются о том, что именно они покупают.
    В школе обычно помогают родителям сориентироваться и предлагают список необходимых товаров. Там же нужно узнать отношение учителей к различным школьным принадлежностям: где-то запрещают тетради с цветными обложками, где-то требуют дневники определенного вида – такие вещи лучше узнать заранее.
    Критерии выбора
    Приобретаемые товары должны быть нетоксичными и иметь все необходимые гигиенические сертификаты. Отсутствием последних грешит дешевая продукция никому неизвестных китайских производителей.
    Все, что может испачкать кожу, одежду, мебель, должно хорошо отмываться и отстирываться.
    Ученики младших классов, особенно первоклашки, нуждаются в грамотно созданных вещах – это в первую очередь касается письменных принадлежностей.
    Итак, в основной список покупок обычно входят:
    Тетради
    Первоклашкам нужны 12-листные тетради в тонкую (косую) линейку и клетку, в пятом классе можно уже приобретать тематические тетради – они содержат различные «подсказки» на первых разворотах. Тетради с цветными обложками в некоторых школах запрещают – лучше обговорить этот момент с классным руководителем.
    Обычные, зеленые тетради, которые раньше продавались за 2 и 3 копейки (12 и 18-листные соответственно) – классика. Они бывают двух видов. У более дешевых внутренний блок сероватый. У тех, что подороже – блок белый, и сетка пропечатана равномерно. Даже выбирая простую тетрадь, стоит обратить внимание на детали – чем качественнее она сделана, тем лучше.
    Дневники
    Их выбор сейчас огромен – от дневников с тематическими обложками до дневников с кожаным переплетом, которому позавидует бизнесмен. Если в вашей школе нет конкретных требований к дневнику, позвольте ребенку самому выбрать рисунок на обложке – первоклашке будет приятнее работать с дневником во время учебного года.
    Ручки
    От того, насколько комфортно ребенку будет писать, насколько хорошо подобрана ручка, будет зависеть формирование почерка. Помните советские ручки, которые натирали ямку на среднем пальце, в том месте, куда опиралась ручка? Сейчас их место заняли дешевые китайские письменные принадлежности – писать ими неудобно, да и качество линии письма оставляет желать лучшего.
    Поэтому стоит обратить внимание на качественные ручки с грипом – мягкой резинкой в зоне, где пальцы держат ручку. Если грип треугольный, то держать ручку сплошное удовольствие, писать ею удобно, и ничего нигде не трет.
    Карандаши
    Карандаши лучше брать классические, деревянные с грифелем. Вариантов много – круглые, шестигранные, восьмигранные, трехгранные. Последними очень удобно писать. Наиболее популярные степени твердости грифеля – М, ТМ, Т (в зарубежных вариантах B, HB, H). Более мягкие грифели мажут, более твердые – рвут бумагу. Их тоже придется покупать, но уже для средней школы, когда в расписании появится такой предмет, как черчение.
    Так как большинство детей способны терять, ломать, или даже грызть в минуты волнения или скуки карандаши и ручки, оптимально воспринимать их как расходный материал и закупать в достаточных количествах.
    Ластики
    Наиболее удобный вариант – ластик из каучука. Он может быть одинарным – для того, чтобы править написанное чернографитным карандашом. Или двойным – его жесткая часть способна справиться с чернилами ручки. Виниловые и латексные варианты брать не стоит, они не столько стирают, сколько размазывают.
    Точилки
    При выборе точилки обратите внимание на офисный вариант с контейнером – благодаря ему стружки и грифель не будут разлетаться во все стороны. Остальные модели требуют аккуратного обращения.
    Линейки, треугольники, транспортиры
    Здесь лучше отдать предпочтение пластиковым чертежным принадлежностям – на них не так легко рисовать, как на деревянных.
    Товары для детского творчества
    Ножницы должны быть с закругленными концами. Клей – желательно карандаш (им при всем желании сложно испачкаться). Если все же требуется клей ПВА или силикатный, обратите внимание на модели с роликами – клей из такого тюбика проще дозировать и наносить.
    Кисти, краски
    Школьники рисуют акварелью или гуашью. В первом случае хватит 8-10 цветов, во втором – 6 или 9. При выборе кисточки отдавайте предпочтение российским производителям – китайские изделия хоть и дешевле, но щетина их нестойкая, вылезает. Покупать кисти выгоднее поштучно – наборы актуальны для занятий в художественной школе. Достаточно купить две - три кисточки: тонкую (номер 2), потолще (номер 5), можно взять и промежуточные варианты. Самые распространенные материалы, из которых делают кисти – коза, белка, пони. Полезно также купить стакан-непроливайку. Вода из него действительно не выливается при опрокидывании.
    Цветные карандаши, фломастеры
    12 цветов – это необходимый минимум. Выбирайте фломастеры на водяной основе и обращайте внимание на колпачок: в хороших фломастерах он с вентиляционными отверстиями. Это сделано для того, чтобы ребенок не задохнулся, если нечаянно его проглотит.
    Корректирующие средства
    Корректоры на водной основе сохнут медленнее спиртовых, но зато они менее токсичны. и легко отстирываются от ткани и смываются с кожи.
    И еще совет напоследок. Не затягивайте с покупкой школьных товаров до 31 августа – чем ближе к началу сентября, тем больше ажиотаж и очереди.
    год
    Вот наконец вы и приблизились вплотную к желанному рубежу - первому дню рождения вашего малыша. Ваш кроха многому научился за этот год и, наверное, уже начал ходить. Может быть, он ходит уже месяц или даже два, а может, ему предстоит сделать свой первый самостоятельный шаг после того, как ему исполнится год: у каждого малыша свои темпы развития. Но в любом случае вам нужно будет помочь сыну или дочери научиться твердо стоять на ногах - пока что в прямом значении этого слова
    Выбираем игрушки
    Малыша, которому скоро исполнится год, по-прежнему интересуют игрушки на колесиках - это могут быть яркие пластмассовые машины, фигурки животных. Замечательной игрушкой для малыша может стать… его собственная прогулочная коляска: делая свои первые шаги, он будет с удовольствием катить ее перед собой во время прогулки. Таким образом можно будет достичь сразу нескольких целей: во-первых, у ребенка будет возможность почувствовать себя почти таким же, как мама или папа (ведь он занимается таким «взрослым» делом!); во-вторых, ему будет легче сохранять равновесие при ходьбе. Можно приобрести ребенку кукольную коляску или каталку с ручкой, которую можно катить перед собой. Малыш получит еще большее удовольствие, если эти игрушки при движении будут издавать какие-либо звуки: это станет дополнительным стимулом к ходьбе. Дома в роли коляски может выступить обычный небольшой стул или табуретка, которую малыш будет толкать перед собой во время ходьбы.
    При выборе игрушек для малыша не забудьте и о мяче. Хорошо, если он будет «классическим» - ярким резиновым, диаметром примерно 15-20 см. Теперь игры с мячом уже не будут ограничиваться манежем или комнатой, поэтому необходимо, чтобы мяч был достаточно упругим, «прыгучим» и чтобы его легко было мыть. Игры с мячом могут быть разнообразными: дома вы с малышом можете катать мяч друг другу. Эта нехитрая забава будет способствовать развитию у малыша координации движений и поможет освоению пространства. На улице можно бросать мяч - друг другу или об стенку: пусть ребенок не сразу научится его ловить, но уже сами эти попытки стимулируют его двигательную активность, и он будет увереннее держаться на ногах. Более разнообразными станут игры с кубиками 1. Требования к кубикам остаются прежними: желательно, чтобы они были сделаны из некрашеного и не оклеенного бумагой дерева или пластмассы: ведь малыш все еще любит пробовать игрушки на вкус.
    Пригодятся вам и погремушки (в качестве «ударных инструментов» во время музыкальных занятий), и заводные или электрические музыкальные игрушки (типа музыкальных шкатулок), но игры с ними теперь тоже несколько изменятся: (как именно, мы расскажем ниже). И наконец, не пренебрегайте предметами быта: не секрет, что малыш будет по-прежнему любить их больше, чем любые дорогие развивающие игрушки. Запаситесь, например, маленьким радиоприемником (конечно же, играть с ним ребенок будет только вместе со взрослым); не выбрасывайте пластиковые бутылки, баночки и стаканчики. Берегите литровые и пол-литровые пакеты из-под молока или кефира и маленькие - из-под детского питания: этот замечательный строительный материал может затмить любой дорогой конструктор. Не прячьте во время купания разнообразные губки и мочалки, всевозможные приспособления для массажа (конечно, если у них нет острых деталей) - и купание станет любимым развлечением вашего малыша. Не забудьте и о специальных «водных» игрушках: плавающих уточках, лодочках, небольших надувных и заводных плавающих игрушках.
    В игрушку может превратиться практически любой предмет быта (конечно, если он отвечает требованиям безопасности), нужно лишь проявить изобретательность и умение взглянуть на мир привычных для нас вещей с неожиданной стороны. Например, кусок картона от обувной коробки может превратиться в рупор: малыша сначала удивит, а потом позабавят те метаморфозы, которые произойдут в этом удивительном устройстве с его собственным или вашим голосом. О других примерах вы узнаете из этой статьи, но мы будем рады, если ваше творчество этим не ограничится.
    Крепкие ноги
    Чтобы ребенок, начинающий ходить, учился лучше владеть своим телом и сохранять равновесие, предложите ему следующие игры: Устройте для него «гонку с препятствиями»: постройте на его пути низенькие (10-15 см) барьерчики, через которые надо будет переступить, или башни, которые надо будет обойти. В качестве строительного материала можно использовать детский конструктор или пакеты из-под молока или соков. Гуляя с малышом, выбирайте не только асфальтированные дорожки, но и «пересеченную местность» (конечно, в пределах разумного).
    Умелые руки
    С помощью этих увлекательных игр вы не только сможете занять любопытного малыша, который пришел к вам на кухню, когда вы заняты домашними делами, но и поможете ему научиться координации движений рук. Возьмите небольшой предмет - например прищепку или пробку - и предложите малышу поупражняться в меткости, с небольшого расстояния бросая пробку в пластиковую банку или картонную коробку. Возьмите два пластиковых стаканчика и переверните их, спрятав под один из них печенье или четвертинку яблока. Сначала сами переверните стаканчики и найдите под одним из них вкусный сюрприз, потом предложите сделать то же малышу. Постепенно увеличивайте количество стаканчиков. Из пустых картонных пакетов из-под молока или детского питания вместе с ребенком постройте стену, башню, тоннель для игрушечных машин. Можно соорудить из пакетов поезд, соединив их лентой.
    Полезные развлечения, помогающие малышу развить движения рук, можно придумать и во время купания. Позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ребенка во время купания было 2-3 небольшие губки или мочалки (желательно из материала различной фактуры - например из резины и поролона). Покажите ребенку, как выжимать губку. Это занятие доставит ему массу удовольствия и в то же время будет способствовать укреплению мышц кисти. Принесите из кухни в ванную пластиковые баночки и стаканчики. Во время купания можно переливать воду из одной баночки в другую. Через некоторое время можно будет предложить ребенку задание потруднее: наполнить пластиковую баночку водой с помощью ложки.
    Сделайте в дне пластиковой банки или бутылки несколько отверстий, чтобы у вас получилось что-то наподобие душа. Наполните бутылку водой и предложите малышу «сделать дождик». Научившись, он будет играть самостоятельно. Спрячьте какую-нибудь игрушку для купания (например, пластмассовую уточку) в массажную рукавичку. Сначала сами найдите ее, а потом предложите это сделать ребенку. Поменяйтесь ролями - пусть ребенок спрячет игрушку, а вы найдите ее.
    Живой ум
    Предлагаем вам несколько упражнений и игр, способствующих развитию речи и интеллекта вашего малыша. Положите перед малышом кучу носков, варежек, детской обуви или любых других парных предметов. Дайте ему одну варежку и попросите подобрать к ней пару. Надо иметь в виду, что на первых порах предметов должно быть не слишком много - пары 3-4. Обратите внимание и на то, что сначала предметы должны быть разных цветов и вообще максимально отличаться друг от друга по размеру, фактуре и т.п. Потом, усложняя игру, можно будет использовать для нее более похожие предметы. Спойте любую несложную детскую песенку, «аккомпанируя» себе с помощью бубна или погремушки. Потом предложите малышу взять роль аккомпаниатора на себя. Как уже говорилось в предыдущих статьях, развитие чувства ритма стимулирует развитие речи.
    Пусть подготовка ко сну станет для вашего малыша особым ритуалом. Перед сном можно рассказать ему придуманную вами сказку, одним из героев которой будет сам ребенок. Соберите в небольшой альбом несколько фотографий членов вашей семьи. (Важно, чтобы фотографии в альбом не вклеивались, а вставлялись в прозрачные кармашки, чтобы малыш не мог вынуть их из альбома или повредить.) Такой альбом можно рассматривать вместе с ребенком, сначала называя каждого изображенного на них человека, а потом прося ребенка показать, например, дедушку, бабушку, тетю Аню и проч. В дальнейшем можно будет усложнить задание и попросить назвать по имени тех изображенных на фотографии людей, чьи имена малыш уже научился произносить (начать, наверное, лучше всего с мамы и папы).
    Продолжаем освоение пространства
    С первых месяцев жизни малыша мы играли с ним в игры, основанные на поиске источника звука 2. Теперь игры, построенные на этом принципе, становятся еще сложнее и их «поле» расширяется. Заведите музыкальную шкатулку или включите маленький радиоприемник. Спрячьте их в комнате, где находится малыш - под кроватью, под покрывалом и т.п. Вместе с малышом найдите приемник или игрушку. Потом спрячьте их еще раз и предложите ребенку самому найти их по звуку. Играть в эту игру можно и на улице - например на даче.
    Знакомимся с окружающим миром
    Конечно, на прогулке малыш не только дышит свежим воздухом, но и обогащает свои представления о мире. Поэтому важно поощрять исследовательскую активность ребенка, его стремление получить как можно больше новых впечатлений. Во время прогулки собирайте все то, что может заинтересовать малыша: гуляя по лесу, прихватите с собой несколько шишек или веточек; на пляже предложите ребенку поискать ракушки или красивые камешки; осенью возьмите домой несколько ярких листьев. Дома рассмотрите свои находки вместе с малышом, обратив его внимание на цвет и форму ваших находок. Познакомьте малыша с правилами безопасности на улице. Переходя дорогу, каждый раз говорите о том, что надо посмотреть налево, а потом направо, чтобы убедиться, нет ли машин. Попросите его сделать то же самое. И наконец, пусть ваш малыш узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Понаблюдайте, как садится солнце, а во время вечерней прогулки зимой (когда рано темнеет) посмотрите вместе на луну и звезды. Ведь любознательность - замечательная человеческая черта, и основы ее закладываются именно в раннем детстве.
    Корь  Корь является широко распространенным в мире весьма заразным и отнюдь не безобидным заболеванием, которое вызывается вирусом кори. Более 90% непривитых детей заболевают корью в детском возрасте, а остальных эта болезнь может настичь уже во взрослом состоянии. Корь передается при контакте с инфицированными лицами. Инкубационный период продолжается 10—12 дней. Высокая температура (39 °С), кашель, насморк, воспаление конъюнктивы глаз (ребенок боится света), хриплый голос в первые 2—3 дня создают имитацию простуды. Затем температура слегка снижается и на слизистой оболочке щек во рту появляются беловатые небольшие пятна (пятна Коплика). На 3—4-й день температура снова значительно повышается и появляется типичная ярко-красная сыпь. Эта сыпь развивается за ушами и на лице, распространяется по всему телу, окрашивается в красновато-лиловый цвет и объединяется в более крупные участки. Продолжительность болезни 7—9 дней. Корь оставляет после себя защиту от повторного заболевания.

    Осложнения
    Примерно у половины больных корью на стадии высокой температуры отмечаются изменения в электроэнцефалограмме. (ЭЭГ), которые у 4—6% сохраняются и впоследствии. Причиной этого является вызванное корью воспаление головного мозга, которое в некоторых случаях может повлечь за собой нарушения в обучаемости и сосредоточении внимания. В редких случаях возможны осложнения типа воспаления легких или воспаления среднего уха.

    Помощь врача
    Ввиду возможных осложнений в случае кори нужно консультироваться с врачом.
    Посетите врача сразу же, когда ваш ребенок почувствует боль в ушах или появятся признаки воспаления легких (сухой кашель, одышка) или воспаления мозга (головная боль, ригидность затылка, оглушенность сознания).
    Если врач установит, что корь проходит без осложнений, он, вероятно, назначит антибиотики.
    Врач назначит постельный режим и наложит запрет на просмотр телепрограмм. Если ребенок сильно страдает от кашля, врач может назначить смягчающие кашель гомеопатические или лекарственные препараты.

    Домашняя помощь
    Поскольку глаза ребенка покраснели и чувствительны к свету, слегка затемните комнату. Попытайтесь снизить высокую температуру компрессом на икры. Вашему ребенку страдающему от насморка или кашля, будет легче в прохладной комнате с регулярно увлажняемым воздухом. Для ослабления кашля ребенку можно давать специальный чай.
    Первые дни ребенок должен оставаться в постели. Следите за тем, чтобы его посещали только те друзья, которые уже переболели корью или имеют достаточную защиту в виде прививок (врач может установить это по анализу крови).

    Давайте ребенку обильное питье. Если у него нет аппетита, можно поить его чаем с растворенным виноградным сахаром, чтобы обеспечить поступление калорий в организм.
    Лучшей защитой от кори являются прививки. Сделайте ребенку прививку против кори после 15-го месяца жизни и не забудьте повторить ее также на 6—7-й год жизни. Если ваш не привитый от кори ребенок имел контакт с инфицированным корью, вы можете защитить его, сделав прививку в последующие 2 дня.
    Сколиоз Как проявляется сколиоз?
    Сколиоз — дугообразное боковое искривления позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков, характерной особенностью которого является прогрессирование с возрастом и ростом ребенка.
    Необходимо прежде всего дифференцировать порок осанки и сколиоз. Истинный сколиоз, в отличие от порока осанки, даже в начальной стадии развития характеризуется деформацией позвонков на рентгенограмме, сохраняющейся независимо от нагрузки и положения больного.
    Различают врожденный и приобретенный сколиоз.
    Врожденный сколиоз имеет место при врожденных аномалиях развития позвонков, наличии добавочных ребер или позвонков, сращении позвонков, незаращении дужек и изменении форм позвонков, системных заболеваниях позвоночника и т. д.
    Приобретенный сколиоз возникает в процессе жизни после перенесенных заболеваний (неврогенный сколиоз при полиомиелите, детском церебральном параличе, миопатиях, рахите, опухолях спинного мозга, травмах позвоночника; врожденные вывихи бедра, врожденные укорочения и аномалии одной нижней конечности, нарушения статики позвоночника и т. д.). Сюда же относится и идиопатический сколиоз — наиболее распространенная форма сколиоза, причины возникновения и механизмы развития которого остаются до настоящего времени во многом невыясненными и спорными.
    Распознавание сколиоза чрезвычайно важно в ранние сроки его развития, так как только вовремя начатое лечение может предупредить прогрессирование искривления.
    В зависимости от времени возникновения идиопатический сколиоз подразделяется на младенческий (до 3 лет), детский (3—10 лет), подростковый (в возрасте старше 10 лет).
    По локализации различают сколиоз:
    верхнегрудной;
    грудной (встречается наиболее часто);
    грудопоясничный;
    поясничный;
    комбинированный (или S-образный сколиоз, имеющий 2 дуги искривления — преимущественно в нижнегрудном и поясничном отделах).

    Обследование ребенка с подозрением на деформацию позвоночника проводят в положении стоя, лежа, сидя. Определяют наличие перекоса таза, степень поясничного изгиба (лордоза) позвоночника, боковое отключение туловища и боковое искривление позвоночника, положение плеч и лопаток (одно плечо выше другого), длину нижних конечностей, наличие дуг искривления позвоночника, стабильность деформации позвоночника, состояние мышц спины и туловища и т. д. Рентгенография позвоночника обязательна для уточнения наличия и степени ротации позвонков.
    Тяжесть сколиоза характеризуется величиной искривления позвоночника в градусах по В. Д. Чаклину. Сколиоз I степени — угол бокового отключения до 10°; II степени — 11—25°; III степени — 26—40°; IV степени — более 40°.
    В зависимости от степени сколиоза ребенок может вообще не предъявлять жалоб (I степень) и заболевание выявляется случайно либо жаловаться на боли в спине при длительном вынужденном положении (во время уроков в школе) или при физической нагрузке. С увеличением деформации позвоночника (III-IV степени) наряду с четко видимыми нарушениями осанки появляются расстройства чувствительности (онемение, «ползание мурашек») в ногах, ограничение двигательной активности в результате изменения тонуса мышц и нарушения кровоснабжения, изменения сухожильно-надкостничных рефлексов, вплоть до развития спастического пареза ног. Отмечается давление позвонков на спинной мозг и нарушение функции спинного мозга. Кроме того, формируется выраженный кифоз, что приводит К вынужденному положению больного ребенка, ограничению подвижности. Нарушается дыхание и происходят изменения в сердечно-сосудистой системе.
    Сколиоз прогрессирует с ростом ребенка и достигает максимума в период полового созревания. После пубертатного периода темп его прогрессирования снижается и прекращается к концу периода роста скелета, т. е. к 17—20 годам.

    Каковы профилактика и лечение сколиоза?
    В ранние периоды жизни ребенка (с грудного возраста до 3 лет) важны правильное питание, пребывание на свежем воздухе, гигиена сна (жесткая кровать, невысокая подушка), закаливание, профилактика рахита. В дошкольном возрасте необходимо следить, чтобы детская мебель соответствовала росту ребенка. Наибольшее внимание следует уделять школьникам, так как в 7—9 и 12—14 лет отмечается максимальное прогрессирование сколиоза.
    Если заболевание не прогрессирует, возможно амбулаторное лечение. Существенную роль играет лечебная физкультура, направленная на стабилизацию позвоночника, коррекцию деформаций путем укрепления мышц, создание сильной мышечной защиты. Противопоказаны упражнения, растягивающие связочный аппарат позвоночника: кувырки, подтягивания, растяжки и т. д. Лечебную физкультуру проводят в положении на спине, на животе, включают упражнения с палкой. Рекомендуются плавание брассом (но без ротации туловища), ходьба на лыжах, волейбол, баскетбол (в зависимости от степени сколиоза).
    Значительное улучшение при консервативном лечении получают в специализированных школах-интернатах для детей, страдающих сколиозом. Занятия здесь проводят в специальных приспособлениях с учетом индивидуальных признаков заболевания, ночью практикуется сон в гипсовых кроватках. Широко используются физиотерапия, массаж, а также санаторно-курортное лечение.

    При сколиозе I—II степени дети должны спать на жестком (под матрац кладут фанерный щит на всю ширину кровати, чтобы он не прогибался). Во всех случаях сколиоза необходима коррекция высоты мебели с учетом роста ребенка, правильное освещение рабочего места, устойчивая удобная обувь. Не следует забывать и о полноценном питании ребенка, так как несбалансированное питание ведет к нарушению обмена веществ и нарушению роста.
    Оперативное лечение сколиоза применяется в случае безуспешности консервативной терапии и прогрессирования сколиоза III степени, а также при IV степени сколиоза. Операция на позвоночнике всегда отличается сложностью и требует длительного комплексного лечения в послеоперацион¬ном периоде до завершения периода роста и в дальнейшем.
    Предупреждение и лечение заиканияЗаикание (или логоневроз) является сложным психологическим заболеванием, которое возникает преимущественно в детском возрасте. Однако склонность проявлению его симптомов бывает и у взрослых.

    Сам механизм протекания и способы лечения данного недуга до конца не изучены. В большинстве случаев медики рекомендуют не затягивать с его лечением и не ждать, пока заикание пройдет само, а пытаться выявить причины, что поможет предотвратить последствия.

    Обычно у детей заикание может появиться вследствие психологической травмы. Причем в первые дни ребенок будет уходить от разговоров и отмалчиваться, а это потерянное время, а значит, и затянутая болезнь.

    Очень важно понять причину заикания и устранить факторы, которые явились его возбудителями. Часто в этом могут помочь

    Если повторение слогов или слов у ребенка появилось после перенесенного стресса, то стоит повести его на прием к психологу, а также, по возможности, изменить заложенные привычки и даже расстановку мебели в комнате. Смена дела или образа жизни часто помогает вывести ребенка из подобного состояния.

    Если нарушения речи появляются с моментов, когда ребенок только начинает говорить, то тут также необходима помощь специалистов. Во-первых, такое нарушение может быть связано с заболеваниями или недоразвитостью гортани. Во-вторых, оно может быть следствием недоразвитости ЦНС. И тут без врачебного вмешательства не обойтись.

    Заикание также может стать следствием длительной вирусной болезни, когда инфекция ослабляет весь организм.

    Поэтому помогут вам всегда вовремя среагировать на инфекционные заболевания и предотвратят неприятность.

    Заикание может быть и следствием длительного просмотра телевизора или увлеченного занятия однообразным делом. В результате ребенку трудно «вернуться» в реальность, и заикание свидетельствует об его адаптации к внешнему миру. Такие симптомы легче излечить. Достаточно оградить малыша от однообразия.

    Как видим, заикание – это достаточно сложное заболевание, которое не поддается простому лечению. Порой бывает сложно выявить его причину, чтобы устранить следствия. Поэтому старайтесь больше разговаривать с ребенком. Не позволяйте, чтобы он замыкался в себе.