НАШИ ДЕТИ

Логин: Пароль: Регистрация |

http://womanhelth.ru/. http://womanhelth.ru/

Медицина

Грипп - профилактика: почему прививки не помогают?

Грипп: профилактика Хмурые лица дикторов на экранах телевизоров, на работе - пустые кресла, из школы вести поступают, как сводки с фронта («Мама, а у нас сегодня еще пятеро не пришли!»), весь подъезд, включая и соседскую болонку, громко чхает. Да, это конец осени - начало зимы, это мандаринки и хурма, это традиционная (спасибо глобальному потеплению) слякоть, это глубокая ночь в пять вечера, это новое пальто и модные сапоги. И это - эпидемия гриппа. Как же не заболеть?

В общем, если вы задумались над этим вопросом, когда домашний термометр (ах, ну почему же он такой холодный?) отстраненно показал 39 с ма-аленьким хвостиком - поздравляем, вы опоздали. И вопрос «как не заболеть?» в вашем случае превратился в терзание «как же вылечится?». Потому как чтобы не заболеть, думать надо было раньше... Намного раньше.

Прививки

Вакцинация против гриппа - вопрос спорный и неоднозначный. Тем не менее, при правильном подборе вакцины и правильном определении штамма бушующего вируса прививка - один из самых действенных способов остаться здоровым. Но, пожалуй, эти «но» - это основополагающее. Итак, вакцинация осуществляется соответствующей ведущему штамму противогриппозной вакциной, в фазе, когда эпидемиологический прогноз свидетельствует о целесообразности массовых мероприятий (обычно в середине осени). Вакцинация особенно необходима в группах риска - дети, пожилые люди, больные с хроническими заболеваниями сердца и лёгких, а также врачи. Возможна и вторая прививка в середине зимы или вакцинация против следующего штамма.

Карантин

Школы закрыты, садики заколочены, кино, театр, выставки - ничего не работает. Из «культурных» заведений функционирует только базар, но туда и без гриппа ходить страшно. Нет, это не хроники блокады, это - один из самых эффективных массовых способов не разносить вирус, а локализовать его хотя бы среди тех, кто уже успел его подхватить. Карантин - школьники его любят, но для того, чтобы переждать пик, выполняйте его нехитрые правила.

  • откажитесь от вечеринок, посиделок, гуляний и тому подобных встречи поводов пообщаться большой и дружной компанией. Помните: больше людей - больше шансов заболеть;
  • детей отпустили из школы? Ограничьте общение отпрысков на улице, помните, что у вашего сорванца еще будет шанс успешно промочить ноги с товарищами по играм - как только эпидемия гриппа пройдет. Но в то же время не забывайте: прогулки на свежем воздухе - залог крепкого иммунитета;
  • делайте чаще уборки с применением дезинфицирующих растворов, мойте руки, проветривайте квартиру.
  • Здоровый образ жизни

    Ешьте здоровую пищу, занимайтесь спортом, откажитесь от вредных привычек, принимайте витамины, регулярно обследуйтесь у врача, следите за своим здоровьем! Не пренебрегайте рекомендациями диетологов - мы то, что мы едим, включите в свой рацион полноценные белки и углеводы, откажитесь от легкоусваиваемой пищи, которая зашлаковывает организм и ослабляет его в борьбе с вирусами. Пейте натуральные соки, чаи, отвары сухофруктов и шиповника, чистую воду. Алкоголь ослабляет иммунитет, курение разрушает дыхательную систему. Подумайте - оно вам надо?

    Гуляйте, там, где можно пройти пешком - откажитесь от транспорта. Одевайтесь по погоде - не замерзайте и не перегревайтесь.

    НАШИ ДЕТИ

    Примерный распорядок дня

    Примерный распорядок дня Теперь ребенок уже неплохо ориентируется во времени, однако воспринимает его не по продолжительности, а по действиям. Вставать — значит, утро, идти ужинать — вечер, спать — ночь. Именно этим и объясняется неспособность малыша к ожиданию: для него ждать — значит вообще ничего не делать!

    Примерный режим дня:

    Пробуждение и туалет 07.00-08.00
    Завтрак 08.00-08.30
    Игры, прогулка, занятия 08.30-12.30
    Обед 12.30-13.00
    Дневной сон 13.00-15.30
    Полдник 15.30-16.00
    Игры, прогулка, занятия 16.00-18.30
    Купание 18.30-19.00
    Ужин 19.00 19.30
    Спокойные игры 19.30-20.30
    Сон 20.30-07.00

    К трем годам малыш может совсем отказаться от дневного сна, поэтому будьте начеку и постарайтесь сохранить эту традицию подольше, в идеале до 6—7 лет.
    Вам станет ясно, что опасный момент настал, когда малышу потребуется слишком много времени, чтобы заснуть ночью. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок все же отказался от дневного сна, введите «тихие часы», во время которых он сможет просто побыть в тишине и спокойно отдохнуть.

    Пластическая хирургия

    Коррекция груди: все, что естественно, - не безобразно

    коррекция груди

    На сегодняшний день существует много различных операций по коррекции груди. Они становятся все более популярными, а цены на них - все доступнее. Несмотря не безопасность и относительную безопасность этих операций, принимая решение о том, делать или не делать коррекцию груди, необходимо тщательно взвесить все достоинства и недостатки, связанные с таким вмешательством.

    Увеличение груди

    Один из самых популярных видов коррекции груди - увеличение ее размера. Используемые во время такой операции имплантаты обычно изготовлены из силикона и наполнены либо более мягким силиконом, либо соляным раствором. Увеличение груди не всегда делают косметическим причинам; иногда оно необходимо по медицинским показаниям. Вся операция занимает приблизительно полтора часа; пациентка может отправляться домой уже на следующий день.

    В течение нескольких дней пациентки испытывают общее недомогание, что является нормой для послеоперационного периода. С сильным дискомфортом и болями можно справиться при помощи рецептурных обезболивающих.

    После операции на груди остается повязка, которую нельзя мочить в течение двух недель. Через две недели врач удаляет ее, осматривает шов и слегка чистит его. Рубцы будут оставаться твердыми и розовыми в течение, по меньшей мере, шести недель; их размер может начать уменьшаться лишь через несколько месяцев и только через два года они значительно побледнеют. Это необходимо учитывать, решая делать коррекцию груди.

    Большинство пациенток могут вернуться в работе уже через несколько дней после операции (если работа не связана с тяжелым физическим трудом). Интенсивные физические нагрузки, как правило, будут безопасны уже через семь-десять дней.

    Исправление асимметрии груди

    Операция по коррекции груди этого типа проводят, например, если у пациентки груди разного размера и/или форму, и также для исправления положения соска. Как правило, операция не рекомендуется при незначительной разнице формы и размера грудей пациентки. В зависимости от сложности проблемы операция по коррекции груди может длиться два-три часа. Операции проходят успешно - то есть их результаты соответствуют ожиданиям пациенток - приблизительно в девяносто процентах случаев. Основная причина неудачных операция, как правило, в несоответствии ожиданий пациентки и возможной пластической хирургии. Именно поэтому очень важно, чтобы врач уже перед операцией рассказал пациентке о том, чего ей стоит ожидать от операции.

    Уменьшение размера груди

    Слишком большая грудь может быть не меньшей проблемой, чем слишком маленькая. Такая особенность внешности может вызвать неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях с людьми и просто дискомфорт во время выполнения своих ежедневных обязанностей.

    Операция по уменьшению груди всегда проводится под общим наркозом и длится, в среднем, два с половиной-три часа. После операции пациентке обычно приходится остаться в больнице на один-два дня, однако в некоторых случаях можно отправляться домой в день операции - это зависит от того, насколько инвазивной и продолжительной была операция.

    Время восстановления после операции также зависит от того, насколько трудной была сама операция. В большинстве случаев пациентка может вернуться на работу через четырнадцать дней, но, а зависимости от многих факторов, кто-то восстанавливается быстрее, а кто-то - медленнее. В течение шести недель после операцию нужно избегать интенсивных физических нагрузок. Послеоперационный рубцы поблекнут несколько месяцев или даже лет спустя.

    Подтяжка груди

    Этот тип коррекции груди предназначен для того, чтобы сделать более упругой и подтянутой грудь, которая потеряла форму в результате грудного вскармливания, возрастных изменений и воздействия других факторов. Обычно эта процедура занимает от двух до двух с половиной часов и проходит под общей анестезией. Восстановительный период длится приблизительно столько же, сколько после операции по увеличению груди.

    • Раздел: НАШИ ДЕТИ |
    • Опубликовано: 9 февраля, 04:02
    Примерный распорядок дня Теперь ребенок уже неплохо ориентируется во времени, однако воспринимает его не по продолжительности, а по действиям. Вставать — значит, утро, идти ужинать — вечер, спать — ночь. Именно этим и объясняется неспособность малыша к ожиданию: для него ждать — значит вообще ничего не делать!

    Примерный режим дня:

    Пробуждение и туалет 07.00-08.00
    Завтрак 08.00-08.30
    Игры, прогулка, занятия 08.30-12.30
    Обед 12.30-13.00
    Дневной сон 13.00-15.30
    Полдник 15.30-16.00
    Игры, прогулка, занятия 16.00-18.30
    Купание 18.30-19.00
    Ужин 19.00 19.30
    Спокойные игры 19.30-20.30
    Сон 20.30-07.00

    К трем годам малыш может совсем отказаться от дневного сна, поэтому будьте начеку и постарайтесь сохранить эту традицию подольше, в идеале до 6—7 лет.
    Вам станет ясно, что опасный момент настал, когда малышу потребуется слишком много времени, чтобы заснуть ночью. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок все же отказался от дневного сна, введите «тихие часы», во время которых он сможет просто побыть в тишине и спокойно отдохнуть.
    • Раздел: НАШИ ДЕТИ |
    • Опубликовано: 6 февраля, 19:02
    Факторы, способствующие кроветворению От чего зависит правильная деятельность системы кроветворения?
    Правильная деятельность системы кроветворения зависит от обеспечения организма факторами, способствующими гемепоэзу: железом, фолиевой кислотой, витамином В12.

    Железо. Плод получает железо из крови матери. Транспорт его идет только в одном направлении — от матери к плоду. Запасы железа накапливаются у плода в последние 3 месяца внутриутробной жизни, поэтому у детей, рожденных преждевременно, содержание его меньше. Недостаток железа бывает и у тех новорожденных, матери которых во время беременности страдали анемией (у ребенка развивается железодефицитная анемия).
    После рождения в течение первых 2 месяцев жизни снижается уровень гемоглобина, но увеличивается количество тканевого железа. После 2 месяцев, когда возрастает кроветворная функция костного мозга, повышается потребность в железе, тканевое железо становится главным источником для эритроцитов.
    Дефицит железа — наиболее частая причина анемии у детей в возрасте между 6 месяцами и 2—3 годами. Это период, когда возрастает потребность в железе в связи с ростом и развитием, а запасы его уже исчерпаны.
    Ежедневная норма железа в течение первых 6 месяцев составляет 5 мг, с 6 до 12 месяцев — 9 мг, а в 2 года — около 5 мг. Для этого с-пищей должно поступать в сутки около 8 мг железа. Кроме обычной диеты, не обеспечивающей такое количество, используются смеси, обогащенные железом.
    Иногда возникают ситуации, особенно у недоношенных, когда запасы железа соответствуют массе тела, но использование резервов идет быстрее. Поэтому всем недоношенным с профилактической целью надо давать препараты железа.

    Фолиевая кислота. Ребенок рождается с высоким уровнем фолиевой кислоты в крови (превышающим содержание ее у матери), который сохраняется в течение всего периода новорожденности, а потом значительно снижается. Недостаток фолиевой кислоту у матери, частые беременности, многоплодная беременность приводят к уменьшению ее содержания у новорожденного.
    Суточная потребность в фолиевой кислот те у грудных и младших детей составляет 20—50 мкг. Такая большая доза в этом возрасте необходима для быстрого роста и
    развития ребенка, а также увеличения количества крови и интенсивности кроветворения. Часто дети не получают необходимых доз фолиевой кислоты с пищей, поскольку молоко содержит ее в недостаточном количестве.
    Поступление в организм фолиевой кислоты зависит и от способа приготовления пищи. Длительное кипячение в большом количестве воды разрушает ее. Кипячение молока также «убивает» фолиевую кислоту, чего не происходит при кормлении грудью.
    Особенно характерен дефицит фолиевой кислоты для недоношенных, причиной чего является не только меньший ее запас и больший расход, но и незрелость пищеварительного тракта и печени, неспособность усвоения и всасывания связанной фолиевой кислоты.
    Новорожденные и грудные дети имеют «пограничное» количество фолиевой кислоты. Плохой аппетит, инфекции нарушают нормальный баланс ее в этом возрасте.
    Витамин B12- В период жизни плода витамин B12 накапливается в печени. Дефицит его у детей бывает редко — если грудное или коровье молоко содержит недостаточное его количество. Иногда дефицит витамина В12 возникает у недоношенных, а также у детей, матери которых страдают гиповитаминозом B12. Это может быть при нарушении всасывания витамина, злокачественной анемии Аддисона—Бирмера или строгом вегетарианстве.
    • Раздел: НАШИ ДЕТИ |
    • Опубликовано: 2 февраля, 19:02
    Развитие ребенка от 0 до года
    Календарь развития ребенка
    1-й месяц
    Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах
    Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
    Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе
    2-й месяц
    Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см)
    Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой
    Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются
    Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним
    3-й месяц
    Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках
    В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления)
    Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью
    Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову
    Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность
    В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову
    4-й месяц
    По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источнику звука (к голосу взрослого или звучащей игрушке)
    Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления)
    Громко смеется, когда с ним заигрывают
    Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки
    Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери
    5-й месяц
    Отличает близких от чужих людей (по разному реагирует)
    Различает тон с которым к нему обращаются
    Во время бодрствования подолгу певуче гулит
    Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью
    Удерживает в руке погремушку
    Подолгу лежит на животе поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук
    Поворачивается со спины на живот
    Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышками
    6-й месяц
    Начинает произносить отдельные слога
    Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается
    Переворачивается с живота на спину
    Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая
    Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
    7-й месяц
    Подолгу лепечет - повторно произносит одни и те же слога
    На вопрос "Где?" (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте
    Играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
    Хорошо и много ползает
    8-й месяц
    Громко и повторно произносит различные слоги
    По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свиданья", "дай ручки" и т.д.)
    Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
    Сам садится и ложится (из сидячего положения)
    Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается
    Переступает, держась за барьер
    Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке
    Пьет из чашки, которую держит взрослый
    9-й месяц
    Подражает взрослому - повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете
    На вопрос "Где?" отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения
    Знает свое имя - оборачивается на зов
    С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку
    Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
    Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками 10-й месяц
    Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги
    По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку
    Отвечает на заигрывания "догоню-догоню", на слово "ку-ку" натягивает на лицо материю, "сорока-ворона" подставляет ладошку и т.д.
    Играя самостоятельно проделывает разученные действия с предметами, подсказанные их свойствами, например вынимает и вкладывает, открывает и закрывает
    Входит на горку (3-4) ступеньки держась за перила
    11-й месяц
    Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай)
    Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос "Где киса?" приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую
    По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки)
    Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку
    Стоит самостоятельно
    12-й месяц
    Легко подражает новым слогам
    Употребляет около 10 слов
    Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.)
    Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету)
    Пьет из чашки, сам держит ее
    • Раздел: НАШИ ДЕТИ |
    • Опубликовано: 1 февраля, 05:02

    гемангиомаЕсли бы еще с месяц назад у меня спросили, что такое гемангиома, я бы пожала плечами и предположила бы, что это что-то страшное. Но «это страшное» приключилось и с моим ребёнком. Но, обо всём по порядку.



    Месяца два назад на правой щеке моего 9 месячного малыша появилась малюсенькая красная точка, как будто комарик укусил. Я так и подумала, и не обращала никакого внимания, пока этот «комариный укус» вдруг не начал расти. Но, обратиться к педиатру я так и не решилась. Мне казалось это пустячком. Встреченная мною знакомая, указав на красную точку, сказала, что это будущая родинка. Но что-то меня тревожило, и я попыталась отыскать хоть какую-нибудь информацию о появлении родинок. К сожалению, богатые всякой всячиной интернетовские странички нужную мне информацию так и не показали…


    В один прекрасный день мой котёнок проснулся, и я увидела, что эта красная «штуковина» выросла и довольно таки сильно за одну лишь ночь. Вот тут-то я, нерадивая мамаша, и помчалась резво к педиатру, волнуясь, и проклиная себя за то, что не сделала этого раньше. Но в поликлинике меня немного успокоил какой-то равнодушный «приговор» доктора – гемангиома. Что это, мне объяснять не захотели, а отчего появилось – и сами не знали.


    Естественно, я кинулась к единственному источнику информации – интернету. Вот что я узнала: гемангиома – это такое доброкачественное образование, обусловленное нарушением развития сосудов в период эмбрионального развития ребёнка. Чаще всего встречаются гемангиомы у детей и женщин. У деток эти образования обычно появляются на протяжении первого года жизни, участились также случаи появления врождённых гемангиом.


    Гемангиомы, как я убедилась на собственном опыте, могут интенсивно расти, а могут и исчезать сами, без каких-либогемангиома вмешательств. Исчезают они, как правило, после года, на что я и понадеялась. Эти сосудистые образования бывают разных видов: это плоские, кавернозные, бугристо-узловатые и бугристо-уплощённые.


    Какая же опасность существует для деток? Ну, во-первых, если гемангиома у девочки, да ещё и на личике, сами понимаете, что этот эстетический дефект никак не украсит ребенка. А если, к тому же, гемангиома имеет большую площадь? Её нужно обязательно удалять. При выпуклой гемангиоме велик риск того, что ребёнок сдерёт её. Скажу честно, зрелище пугающее, ведь остановить кровь практически невозможно! Она сочится и сочится, а если и останавливается, то малыш сразу же лезет туда ручкой и всё начинается снова…Это грозит заражением, а также анемией у ребёнка.


    Вообще, гемангиомы каверзны по своей природе. Лёжа в больнице с моим сынулей (а нас отправили в хирургию на срочное удаление гемангиомы операбельным путём) я познакомилась с мамой маленькой 1,5 годовалой девочки, у которой опухоль уже поразила внутренние органы.


    Удалить эту «штуковину» можно несколькими способами, всё зависит от размеров и вида гемангиомы. Когда моего ребёнка направили на удаление при помощи криотерапии, я отказалась от этого метода, так как он болезнен для малыша и оставляет после себя грубые рубцы. Поэтому я выбрала способ удаления лазером. Но, видно малышу не понравилось моё решение, и он захотел избавиться от опухоли поскорее, поэтому разодрал гемангиому. Как я уже говорила, гемангимоаостановить кровь было очень трудно, наложенные повязки он всё время сдирал, а кровь всё текла и текла… Поэтому нам пришлось в срочном порядке удалять опухоль при помощи скальпеля и общего наркоза.


    Это был настоящий стресс для малыша и для меня. А ведь этого можно было избежать…


    Не затягивайте с принятием решений по поводу лечение детей от гемангиом! Не совершайте моих ошибок и не надейтесь на «авось». И будьте внимательны! Здоровья вам и вашим деткам!

    Развиваем мышление Продолжаем играть и совершенствовать мыслительные способности малыша.

    - Из фольги, пергаментной бумаги, газеты вырежьте одинаковые по форме квадраты. Предложите ребенку скомкать их и по очереди бросить изо всех сил. Затем посмотрите, какой шарик улетел дальше. Оперируйте понятиями: «легкий — тяжелый».

    - Предложите малышу порвать квадраты, вырезанные из разных материалов. Познакомьте его с понятием «плотный».

    - Научите малыша различать геометрические фигуры по форме и цвету. Поиграйте в магазин: «Капуста стоит три синих кружка, а конфета — четыре желтых квадратика». («Стоимость» любого предмета не должна быть больше пяти.)

    - Вместе с малышом нарисуйте картину, по контуру предметов налепите пластилин, приклейте к нему горох, рис и покрасьте в разные цвета. Когда ребенку исполнится 2,5 года, как можно чаще предлагайте ему играть с предметами разной фактуры: пушистыми, липкими, теплыми, холодными, гладкими, шершавыми.

    - Упражнения для ног. Используйте подносы. В один из них налейте чуть-чуть воды, в другой насыпьте крахмал, в третий положите ватные шарики, в четвертый — соду, в пятый — мех, в шестой — бархатную бумагу, в седьмой — фасоль. Предложите ребенку, по топтавшись в одном подносе, перейти в другой, и спросите, что он при этом чувствует.
    Адаптация к детскому саду
    Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
    Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему? Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто. Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
    В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
     
    четкий режим дня;
    отсутствие родных рядом;
    постоянный контакт со сверстниками;
    необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
    резкое уменьшение персонального внимания.
    Кому легко,а кому трудно
     
    Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
    Кому адаптироваться легче?
     
    Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
    Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
     
    Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
     
    Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
     
    Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
     
    Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
     
    Почему он так себя ведет?
     
    Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.
     
    Эмоции ребенка
     
    В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
    Контакты со сверстниками и воспитателем
     
    В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
     
    Познавательная активность
     
    Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
     
    Навыки
    Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
    Особенности речи
     
    У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
    Двигательная активность
     
    Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
    Сон
     
    Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
     
    Аппетит
     
    В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
    Здоровье
     
    В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!
    Чем может помочь мама
     
    Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
     
    В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
    В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
    Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
    Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
    Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
    Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
    Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
    Спокойное утро
     
    Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
     
    И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
    Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
    Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
    У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
    Не делайте ошибок
    К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
    Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
     
    Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
     
    Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
     
    Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
     
    Помощь нужна еще и маме!
     
    Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:
     
    быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
     
    поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
     
    воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
     
    заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
     
    Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
    Физическое развитие ребенка 18 - 24 месяцев • Малыш не только ходит, но и хорошо бегает.

    Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.

    Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.

    Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).

    Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.

    Может садиться на корточки.

    Прыгает не только на месте, но и вперед.

    Способен выбраться из манежика.

    Открывает дверь в комнату.

    Пинает мяч, почти не промахиваясь.

    Подбрасывает мяч вверх.

    Уверенно катается на трехколесном велосипеде, на педальной машине.

    Может не только вытряхивать предметы из коробок, но и складывать их обратно.

    Оказывает помощь при раздевании.

    Умеет сам мыть руки.

    Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если только она не заполнена до краев).

    При необходимости передвигает стулья.

    Переворачивает страницы в книжке.

    Пытается разобрать заводную игрушку, чтобы дознаться до ее секрета — почему игрушка двигается.

    Помогает маме по дому.